Все разделы / Практическая психология |
|
Процедура "Умение дурачиться"
Цель упражнения: выработка у участников группы умения вежливого отказа.
|
|
|
|
Ролевая игра "Cобеседование с работодателем"
Цель упражнения: выработка навыков эффективной самопрезентации
|
|
|
|
Ролевая игра "Колобок"
Это ролевая игра, в которой участвуют восемь человек:
|
|
|
|
Ролевая игра "Корпорация"
Ведущий берет на себя роль заказчика какой-либо услуги. Он объявляет,
что хочет получить такую-то услугу (например, хочет, чтобы кто-либо из
присутствующих простоял на одной ноге одну минуту, не падая и не касаясь
стен, мебели), либо характеризует услугу в общих чертах ("из области
физкультуры", например). Одного из участников ведущий объявляет "главой
корпорации" и сообщает ему, что в случае получения желанной услуги
оплатит ее суммой в 10 жетонов.
|
|
|
|
Ролевая игра "Пиратский бриг"
Цель: исследование параметров взаимодействия в условиях жесткого
ролевого диктата.
|
|
|
|
Тренинговая процедура "Спор"
Предназначение.
Тренинговая процедура "Спор" предназначена для развития умения и
навыков аргументирования, упорства в отстаивании своей точки зрения.
Ведущий предлагает участникам тренинга свои заготовки - пары
противоположных по смыслу высказываний, имеющих мировоззренческий
характер (например "Мир беспощаден и несправедлив" - "Мир уже совершенен
и безупречен").
|
|
|
|
Упражнение "Вексель-рейтинг"
Все участники тренинга получают определенное равное число карточек,
которые они подписывают как свои векселя. В ходе выполнения упражнения
они должны раздать свои векселя в соответствии с тем как они видят
рейтинг группы (включая себя) - т.е. наибольшее число векселей получает
стоящий на первой позиции, следующий получает меньше, и так далее.
|
|
|
|
Упражнение "Взаимные презентации"
Цель: сплочение группы, формальное открытие тренинга, самопрезентации
участников, получение участниками обратной связи.
|
|
|
|
Упражнение "Говорю, что вижу"
Цель упражнения: проигрывание ситуации безоценочных высказываний.
|
|
|
|
Упражнение "За что мы любим"
Вступая во взаимодействие с окружающими, мы обычно обнаруживаем, что они
нравятся нам или не нравятся. Как правило, эту оценку мы связываем с
внутренними качествами людей.
|
|
|
|
Упражнение "Знакомство"
Садимся в круг. Предлагаем вам задуматься о том, что в вас, в вашем
характере является самым важным, самым существенным. А теперь попробуйте
найти этому краткую форму выражения, можно в стихотворной форме. К
примеру: «Лед и пламень»
|
|
|
|
Упражнение "Нахал"
Ну бывает же так: вы стоите в очереди и вдруг перед вами кто-то
«влезает!» Ситуация очень жизненная, а ведь частенько и слов не
находится, чтобы выразить свое возмущение и негодование.
|
|
|
|
Бессознательное. Основные тезисы
Бессознательное (по словарю) - совокупность психических явлений, не
осознаваемых субъектом.
|
|
|
|
Внимание. Основные тезисы
Н.Ф.Добрицын: внимание - направленность и сосредоточенность
психической деятельности человека. Направленность понимается как
избирательный характер активности, сосредоточенность - углубление в
данную деятельность.
|
|
|
|
Воля и методы ее изучения. Основные тезисы
Большой вклад в изучение вопроса внес Мясищев. Единого определения
воли нет.
Воля - сознательная организация и саморегуляция человеком своей
деятельности по поведению, обеспечивающему достижение поставленной цели
путем преодоления трудностей.
|
|
|
|
Восприятие. Основные тезисы
Гайда, Лоскутов: восприятие - субъективное (психическое) отражение
предметов и явлений объективной действительности как результат их
непосредственного воздействия на органы чувств. В ходе этого воздействия
у субъекта формируются целостные образы вещей и событий. В отличие от
ощущений, которые отражают отдельные свойства предмета, восприятие
отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Оно представляет
собой качественно новую ступень чувственного познания, которое не
сводится к сумме отдельных ощущений или сенсорных данных. Оно
опрелеляется многосвязными отношениями типа объект-субъект и
субъект-объект.
|
|
|
|
Задатки и способности. Основные тезисы
Способности - свойства и качества (индивидуальные особенности)
человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов
общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн).
|
|
|
|
Интеллект. Основные тезисы
В общем виде интеллект - это система психических механизмов, которые
обусловливают возможность построения "внутри" индивидуума объективной
картины происходящего (Холодная).
|
|
|
|
Классификация методов современной психологии. Основные тезисы
С точки зрения Б.Г.Ананьева, методы психологического исследования
являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем
являются гносеологическими объектами самой психологической науки.
|
|
|
|
Концепции мышления в отечественной и зарубежной психологии. Основные тезисы
Мышление - психологический процесс опосредованного обобщения
отражения существенных признаков, явлений и отношений объективного мира.
Выготский: проблемы соотношения речи и мышления
|
|
|
|
Личность и ее структура. Основные тезисы
Личность - совокупность общественных отношений, реализующихся в
многообразных деятельностях (Леонтьев).
|
|
|
|
Методы изучения личности. Основные тезисы
Для характеристики человека как субъекта деятельности необходимо и
достаточно характеризовать его отношение к деятельности. Поскольку
сознание человека вообще активно, отношениями являются не только
психические свойства личности, но и качественные особенности психических
процессов: наблюдательность, чувствительность, внимательность
|
|
|
|
Методы изучения речи. Основные тезисы
Речь изучают во взаимосвязи ее с мышлением. Слово выражает понятие,
его обобщение, поскольку является формой существования мысли. Речь как и
мышление, связана со всеми психическими процессами, но кроме того,
выполняет в их отношении интегративную функцию, выходя за пределы
мышления экспериментальное исследование речи направлено в основном на
выявление связей, существующих между значением слов и их смысловым
содержанием, для чего чаще всего используются методики ассоциативного
эксперимента.
|
|
|
|
Методы исследования представлений. Основные тезисы
Ганзен, Мироненко: методы исследования представлений делятся на 2
группы: первая включает методы, пользующиеся данными самооценки и
самонаблюдения испытуемого, а вторая - методы, не пользующиеся такими
данными. Методы первой группы можно назвать субъективными, а методы
второй - объективными.
|
|
|
|
Мышление. Основные тезисы
С.Л.Рубинштейн: мышление - это опосредованное - основанное на
раскрытии связей, отношений, опосредований - и обобщенное познание
объективной реальности.
|
|
|
|
Онтогенез и жизненный путь человека. Основные тезисы
Онтогенез - формирование основных структур психики индивида в течение
его детства, процесс индивидуального развития организма. Жизненный путь
- история формирования и развития личности в определенном обществе
(биография).
|
|
|
|
Ощущения. Методы исследования ощущений. Основные тезисы
Ощущения - основа знаний об окружающем мире. В.К.Гайда: Ощущение -
отражение свойств предметов объективного мира, возникающее у человека
при их непосредственном воздействии на его органы чувств.
|
|
|
|
Память. Основные тезисы
Л.Н.Кулешова: в зависимости от формы психического отражения различают
три вида памяти - образную, эмоциональную и словесно-логическую. Также
память делится на кратковременную память, долговременную и оперативную.
|
|
|
|
Понятие об основных свойствах нервной системы. Основные тезисы
Свойства нервной системы - ее природные, врожденные особенности,
влияющие на индивидуальные различия в формировании способностей и
характера (Павлов).
|
|
|
|
Потребности и мотивы. Основные тезисы
Потребности - исходная форма активности индивида, состояние нужды в
чем-либо, что необходимо для его нормального функционирования.
|
|
|
|