|
На сегодняшний день в России фактически возникла система многоуровневых ограничений прав граждан на участие в выборах.
Сначала законодательство о политических партиях ограничило право граждан на объединение в партии путем ограничений по их численному составу, предоставляемой для регистрации информацией, запретом региональных партий, а затем оно ограничило партии возможностью выдвижения кандидатов через чрезмерно жесткие требования к сбору подписей, внесению огромных залогов, проведению плановых и внеплановых проверок, ежегодной перерегистрации численности, оформлению соответствующей документации. В этих условиях перед тем, как исполнить требования закона о выборах, надо исполнить требования закона «о политических партиях». В результате, главным регламентирующим органом, определяющим, имеет ли право на участие в выборах объединившаяся в ту или иную партию группа граждан, становится регистрирующий их деятельность орган исполнительной власти, напрямую назначаемый президентом, подотчетный ему и лишенный какого бы то ни было контроля, как со стороны парламента, так и со стороны гражданского общества. Таким образом, исполнительная власть имеет эксклюзивное право решать, кого допускать к выборам представительной власти. Как уже отмечалось ранее, в соответствии с федеральным законом «О политических партиях» создание партий происходит не путем постепенного аккумулирования местных инициатив (т.е. снизу вверх), а путем фактического найма региональных структур федеральными органами партии (т.е. сверху вниз). Причем после того, как партия условно зарегистрирована на федеральном уровне, она в течение 6 месяцев должна зарегистрировать региональные отделения в не менее чем половине субъектов Федерации, регистрирующие органы которых зачастую занимаются прямым саботажем и вымогательством. В своей деятельности партии приравнены к коммерческим структурам, даже не имея имущества и источников дохода, они обязаны в каждом регионе, где зарегистрировано региональное отделение, сдавать ежеквартальные отчеты в налоговые и иные органы. Законодательно закреплено правовое неравенство партий, уже представленных в Государственной Думе, и всех иных политических партий. Например, партии, представленные в Государственной Думе, освобождены от сбора подписей и внесения залога при выдвижении кандидатов, имеют привилегированное положение при выдвижении кандидатов в состав избирательных комиссий. При этом в России практикуется неравное отношение контролирующих органов к различным политическим партиям и общественным организациям, применение к их деятельности двойных стандартов и санкций за нарушение норм законодательства. Большая часть норм, закрепленных федеральным законодательством, исполняются на практике только при условии доброжелательного отношения регистрирующих органов к данной партии. Фактически отсутствует политика единых стандартов, когда для одних партий нормы закона действуют, а для других нет. Например, в 1999 году объединение «Отечество», созданное Ю. Лужковым, было зарегистрировано на следующий день после учредительного съезда, а партия «Спас» была лишена регистрации уже в ходе избирательной кампании после того, как выдвинула список из оппозиционных власти политиков, и немедленно подверглась тщательной проверке. В 2004 году партия «Созидание» была лишена регистрации после того, как избрала своим председателем оппозиционного политика С. Глазьева. Затем было отказано в регистрации созданному сторонниками С. Глазьева движению «За достойную жизнь». В 2004 году после того, как партия «СЛОН» стала в лице ее федерального съезда учредителем оппозиционном властям Свердловской области блока «Союз бюджетников Урала», по обращению избирательной комиссии Свердловской области правоохранительные органы стали разыскивать делегатов данного съезда партии и требовать от них подтверждения участия в работе данного съезда. Подобная практика применялась и по отношению к другим партиям. После конфликта в блоке «Родина» 15 февраля 2004 года решением съезда одной из трех учредителей блока "Родина" – Партии российских регионов – она были переименована в партию "Родина", фактически монополизировав название блока, который имел учредителями еще две партии – Партию национального возрождения «Народная воля» и Социалистическую единую партию России. Довольно быстро, уже 19 февраля, Минюст РФ официально внес изменения в регистрационные документы данной партии (обычно данная процедура занимает несколько месяцев). Аналогичным образом после того, как оппозиционный политик И. Хакамада объявила о намерении создать партию «Свободная Россия», Минюст оперативно внес изменения в документы о переименовании ранее созданной Российской сетевой партии в партию «Свободная Россия». В тоже время, несмотря на неоднократные попытки, не смогла получить официального статуса партии, реально существующая оппозиционная Национал-большевистская партия. Недостаток нынешней системы состоит в том, что она представляет собой суррогат разных систем, из которых выхвачены отдельные фрагменты, удобные для манипулирования процессом выборов. Дополнительно способствует установлению фактического контроля государства над политическими партиями включение в законодательство норм о государственном финансировании политических партий. Напомним, что федеральные органы исполнительной власти, отвечающие за вопросы бюджета, также напрямую назначаются и подотчетны Президенту РФ. Нельзя говорить о существовании в России правового государства до тех пор, пока существуют только интересы конкретных государственных чиновников, которые используют любые ограничительные нормы закона как элемент борьбы с оппозицией. Изменение законодательства, внесение поправок, выгодных только власти, включение в него невыполнимых норм влекут за собой попытки кандидатов, партий, представителей СМИ искать обходные пути, поощряют развитие коррупции.
|