|
Эпиктет
И
ты ещё называешь это любовью к своим близким? Если она благо, то не
становится причиной никакого зла. Если она зло, то мне нет никакого
дела до неё.
Я высказываю то, что я нашёл. Знание можно предать, мудрость – нельзя.
- Я огорчаюсь, - говорит, - когда меня жалеют. – Так твоё ли это дело, что тебя жалеют, или это дело жалеющих?
Добродетельный человек ни сам не спорит ни с кем, ни, по возможности, другому не даёт спорить.
Помни,
что даром ничего не бывает, и невозможно, не делая того же, быть тем
же, как когда-то. Так вот выбирай, хочешь ли ты так же быть любимым
теми, кем был любим прежде, но быть таким же, каким ты был прежде, или
быть лучше, но не встречать с их стороны той же любви.
"Но
я в разлуке с таким-то, и он страдает". Почему же он чужое счёл своим".
Почему, когда он радовался, видя тебя, не думал он о том, что ты
смертен, что ты можешь уехать? Ну так вот он и несёт наказание за свою
глупость. А ты за что? Что ты плачешься?
Одиночество
есть некое состояние беспомощного. Ведь если кто-то – один, это не
значит, что тем самым он и одинок, так же как если кто-то – в толпе,
это не значит, что он не одинок.
Вот
так бывает с детьми, когда они запускают руку в узкогорлый кувшин и
пытаются вытащить из него сладости, зажатые в кулаке. Если они
наполняют руку, то не могут вытащить, и тогда начинают плакать. Убавь
их немного, и вытащишь. И ты, убавь своё стремление: не жажди многого,
и получишь.
"Но
я могу бросить в тюрьму кого захочу". Как камень. "Но я могу избить
палкой кого хочу". Как осла. Это не властвование над людьми. Властвуй
над ними, как над обладающими разумом.
Все хотят мне блага… но ничего не получат…
Да
и вообще, - не обманывайтесь, - всякое живое существо ни к чему так не
привязано, как к своей личной пользе. Поэтому всё, что представляется
ему препятствием к этому, будь то брат, будь то отец, будь то чадо,
будь любимый, будь любящий, оно ненавидит, обвиняет, проклинает. Ведь
оно по природе рождено ничего так не любить, как свою пользу: в ней
отец и отец, и брат, и родные, и отечество, и бог. И вот когда нам
кажется, что в этом препятствуют нам боги, мы их поносим, опрокидываем
их статуи, сжигаем храмы. "Но он столько времени заботился обо
мне, и, оказывается не любил меня?" Откуда ты знаешь, рабское ты
существо, не заботился ли он так, как обувь чистит свою, как скотину?
|