|
Анализируя поэтические направления в русской литературе периода «серебряного века», следует упомянуть также и объединение под названием «Сатирикон», собравшее в себе в начале ХХ столетия талантливых поэтов-юмористов.
В сумбурное время «революционных преобразований», развития разнообразных модернистских веяний наступил час изменений также в области юмора и сатиры. Конечно, нельзя поспешно заявлять о каком-либо радикальном новаторстве или бунте против установленных канонов в этой поэтической сфере. Русская сатирическая поэзия имела слишком глубокие корни и богатые традиции, чтобы все это радикально отвергать. Тем не менее, молодые поэты ХХ века сумели внести новую и свежую струю как в поэтический стиль, так и в методику сатиры. Большое количество талантливых поэтов, среди которых были В. Князев, А. Измайлов, Саша Черный, В. Азов, А. Бухов, О. Дымов и др., объединились вокруг еженедельного юмористического журнала «Сатирикон», созданного в 1908 году в Санкт-Петербурге. Перым редактором издания был художник А. Радаков, позже его заменил журналист и драматург А. Аверченко.
«Сатирикон» был очень веселым, а также одновременно и едким, саркастическим изданием. Сатирики этого времени в силу тех или иных обстоятельств могли позволить себе определенную степень свободы высказываний в рамках существующей цензуры. Поэтому в стихотворениях участников «Сатирикона» юмор сочетался с тонким сарказмом, меткими карикатурами, политическими шаржами. Очень сильно чувствовалось социальное звучание сатирических поэзий, причем авторами высмеивались не конкретные личности, находящиеся у власти, а скорее обобщенные образы. Поэты «Сатирикона» любили посмеяться и над собой, часто используя прием «самоиронии», ставя в нелепое положение лирического героя, что позволяло раскрыть тему более полно и ярко.
Сатирики начала ХХ века активно развивали разнообразные жанры: памфлеты, стихотворные шаржи, пародии, юморески, эпиграммы, басни. Наверное, наиболее популярным жанром этого периода следует назвать фельетон, который нравился читателю благодаря своей полемичности, злободневности и остроумию. За десяток лет своего существования (1908-1918 гг.) «Сатирикон» сумел создать целое направление в истории русской сатирической поэзии. Кроме талантливых писателей и художников-сатириков в издании неоднократно печатались также и такие именитые мастера, как А. Толстой, Л. Андреев, В. Маяковский и др., что позволило журналу обрести огромную популярность.
|