|
Говорить, что все люди всегда думают о себе и заботятся о своих личных интересах - это значит думать о людях слишком хорошо. Многие люди, когда живут и действуют, вообще ни о чем не думают, ленясь включать голову, подчиняясь требованиям окружающих или ситуации. Когда это происходит, говорят об отсутствии собственной позиции, или, в других словах - о нулевой позиции восприятия.
Нулевая позиция восприятия - игнорирование собственного восприятия актуальной ситуации и происходящего, действование в забвении своих желаний и интересов.
Первая позиция восприятия - восприятие человеком ситуации и всего происходящего с точки зрения своей личной позиции, своей картины мира, действование исходя из своих личных интересов.
Как определить, когда человек в какой позиции?
Рвзличить, когда человек находится в первой, а когда в нулевой позиции - со стороны не всегда просто. Курильщики курят не потому, что курение доставляет им удовольствие, они даже не замечают, когда рука сама тянется к сигарете. Тут нулевая позиция очевидна. А вот ситуация потруднее. Елена каждый день начинает с чашечки кофе. Поскольку в ее картине мира кофе - это радость и она кофе хочет, это проявление первой позиции. С другой стороны, неправда, что каждый раз она кофе пьет с прочувственным удовольствием: это больше привычка, ею управляет не она сама, а привычка ее тела. Чем больше это будет переходить в бездумную привычку, тем более Елена будет превращаться из прекрасного цветка в блеклое растение.
Отличия первой и нулевой позиции не в том, что в первой позиции нет автоматизма, нет момента шаблона и привычки - все это в первой позиции есть или может быть. В первой и нулевой позиции разное место для шаблонов и привычек, разная направленность шаблонов и привычек. Все задается тем, КТО источник нулевой, а КТО - источник первой позиции, каково наше окружение и что из себя представляет тот, кто Я.
Жизненный путь на основе нулевой или первой позиции
Можно жить своим умом, делая собственные выборы, а можно жить как все, жить чужим умом, подчиняясь тому образу жизни, которым существуют окружающие. Как лучше, что правильнее?
Все зависит от того, КТО конкретный человек и КТО - эти окружающие. Каковы ценности и каков уровень личности, в каком обществе он живет? Если это личность Мюнхгаузена из фильма Марка Захарова "Тот самый Мюнхгаузен", то при всей вздорности характера барона он выше своего окружения, и для него отказаться от себя - личностная трагедия и смерть. Если это алкоголик или маньяк, потерявший человеческий облик, то для него лучше и правильнее начать чужим умом, коли своего ума не хватает.
Развитие личности через нулевую или первую позицию
Обычная ситуация
К сожалению, обычная ситуация состоит в том, что источник нулевой позиции - расхожие представления массовой культуры и усталые, растерянные, недальновидные и испуганные родители. Вначале родители учат ходить и говорить, а потом - сидеть и молчать...
В сравнении с этим, с такими источниками внешнего влияния, спонтанный ребенок, присматривающийся подросток и верящий в себя молодой человек, идущие от себя, находящиеся в первой позиции - источники свободы и развития. В нулевое позиции шаблон: "Не думай", привычка: "Не высовайся!". В первой - шаблон "Включай голову!", привычка: "Вперед!" Главная привычка первой позиции восприятия - постоянно менять свои привычки, вырабатывая более эффективные. Первая позиция направлена на "жить", нулевая позиция на - "выживать".
В нулевую позицию, как в помойную яму, легко стекаются страхи и негативные предрассудки, поэтому ее обычно характеризует более низкий эмоциональный тон. Первая позиция - смелее и высокотоннее.
Первая позиция - обычно "здесь и сейчас", нулевая - "там и тогда".
Перспективная ситуация
В умных обществах и у хороших родителей ситуация другая. Если содержание установок окружения, семейного или общественного - позитив, конструктив, свобода и развитие, мудрость и личная ответственность, то в этом случае ребенок, подросток или молодой человек с хорошо усвоенной нулевой позицией имеет по крайней мере возможность хорошего старта. Может быть, он сам, лично, трусит или ленится, и с его личной позиции ему хочется забить на все и развлекаться. Но его приучили слушаться старших и читать книжки, а там ему напоминают: "Не ленись, не трусь, не обижайся, не теряй времени. Учись. Учись радоваться жизни. Работай. Думай!"
В такой ситуации нулевая позиция в сравнении с первой является источником позитива и развития. Именно эту ситуацию имел в виду С.И. Гессен, когда писал, что ребенок рождается не свободным, а рабом. А свободным он может стать только через правильно организованное принуждение. "Свободными – не рождаются, свободными – становятся!"
К сожалению, такую перспективную ситуацию обычной назвать трудно, и для кого-то она представляются исключительно утопией. Нет, это не так. Хорошим родителям никто не может помешать такую перспективную ситуацию для своих детей, в своей семье - создать. Хорошие воспитатели такую ситуацию в своих школах и общинах - создают.
Н.И. Козлов, д.п.н., профессор
|