Автор: Виталий Пичугин Источник: http://www.nlplife.ru/
Сократ и Платон о юморе.
Если какое-то явление существует, то люди рано или поздно, стараются его объяснить. С развитием цивилизации стали задумываться – почему люди смеются? Первыми, кто задался этим вопросом, были философы.
Думаю, одним из первых, кто задумался о смысле юмора, был Сократ. Он не оставил после себя письменных источников. Мы можем судить о жизни, убеждениях этого человека по произведениям Платона «Апология Сократа» (перевод М. С. Соловьёва 1903 г.) или Ксенофонта (Пер. Г. А. Янчевецкого), который, будучи учеником Сократа, стремился в популярной форме дать представление о его личности и учении.
Это великий стоик, спорить с которым было очень трудно, поскольку он, кроме чёткой логики, аргументации, применял метафоры, сравнения, использовал своё чувство юмора. Так, например, когда был вынесен смертный приговор, в последней части Платоновской апологии Сократ утешает друзей.
«Присутствовавший при этом горячо преданный Сократу, но простодушный человек, некий Аполлодор сказал: — Но мне особенно тяжело, Сократ, что ты приговорён к смертной казни несправедливо. Сократ, говорят, погладил его по голове и сказал: — А тебе, дорогой мой Аполлодор, приятнее было бы видеть, что я приговорён справедливо, чем несправедливо? — И при этом он улыбнулся».
Нет прямых указаний, на то, что Сократ исследовал юмор, но, судя по его речам, он без него не обходился. Вот его знаменитые афоризмы и высказывания, дошедшие до наших дней.
«Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена - станешь исключением, если плохая – философом». Тот самый Мюнхгаузен в изложении Григория Горина, добавил – «вот теперь и не знаю, что лучше».
«Женишься или не женишься - все равно раскаешься».
«Как много, однако, существует такого, в чем я не нуждаюсь».
«Когда слово не бьет, то и палка не поможет».
«Кто хочет - ищет способ, кто не хочет - ищет причину».
«Однажды, даже получив пинок, Сократ и это стерпел, а когда кто-то подивился, он ответил: "Если бы меня лягнул осел, разве стал бы я подавать на него в суд?"
«Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает».
«Я знаю только то, что я ничего не знаю, но некоторые не знают и этого». Говорят, что это не полное высказывание, потерялась важная часть – «но я стремлюсь к знаниям».
Платон (настоящее имя Аристокл), ученик Сократа оставил свои письменные рассуждения о причине возникновения смешного.
В трактате «Республика» Платон высказывал мысль, что смеяться можно только над чем-либо плохим: «пустой человек тот, кто считает смешным не дурное, а что-либо иное; и когда он пытается что-либо осмеять, он усматривает проявление смешного не в глупости и пороке, а в чем-то другом, а когда он усердствует в стремлении к прекрасному, он опять-таки ставит себе целью не благо, а что-то иное». Далее, в «Филебусе» Платон высказывается о порочности смеющегося человека, как возомнившего себя более богатым, умным, красивым, смех, которого основан на зависти, злобе, радости неудачам других людей. Великий философ подметил только одну сторону смеха – разрушительную и неблаговидную, особо глубоко не вдаваясь в разностороннее исследование его природы. Наверное, поэтому его изречения мудры и серьёзны, вот самые знаменитые из них.
Бедность заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности.
Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают.
Говорить без усталости, ничего не сказав, - это всегда было высшим даром ораторов.
Надежды - сны бодрствующих.
Нет более верного признака дурного устройства городов, чем обилие в них юристов и врачей.
Разумный наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь.