Могу предположить, что, иногда, польза есть. Например, прочитав, что его любимый страх описан, разобран, существует у многих людей, человек немного успокаивается – значит, он не одинок. Как минимум, хорошо, что можно прочитать информацию и понять свой страх, тем более, что я расскажу про «страшные названия» различных фобий, которые на самом деле не опасны. Они как сами возникают, так и проходят.
С другой стороны, боязливые и тревожные люди, читая список страхов, творчески находят себе новые, либо оживляют старые. Им лучше не читать, а сразу перейти к способам работы со страхом.
Я насчитал около 700 различных распространённых страхов и фобий. Думаю их больше. Сколько существует предметов и явлений, столько у людей может быть страхов. Есть распространённые, бывают совсем экзотические. Человек существо творческое, поэтому может бояться чего угодно. Мою знакомую очень пугают одуванчики. Она даже знает почему. Девушку в детстве «разыграли». Это называлось «открой рот, закрой глаза». Барышня доверилась молодому человеку, закрыла глаза и открыла рот, в детстве мама клала туда конфетку, а парень засунул пушистый одуванчик. Девушка чуть не подавилась от неожиданности, очень испугалась. С тех пор она не может в руки взять этот безобидный цветок, старается не ходить там, где может встретить одуванчики. А если подойти к ней с цветком в руке, то быстро убежит. Это фобия.
В науке всё описано и зафиксировано. В международной классификации психических заболеваний собраны патологические формы страха. Фобия моей знакомой туда вписывается, хотя барышню трудно назвать психически больным человеком. Но психиатры, в связи с международной классификацией скажут – наш человек. Наверное, поэтому народ не спешит к врачам психиатрам со своими страхами.
Ещё в международную классификацию патологических форм страхов включены:
• Фобические тревожные расстройства
• Агорафобия без панического расстройства
• Агорафобия с паническим расстройством
• Социальная фобия
• Специфические (изолированные) фобии
• Другие тревожные расстройства
• Паническое расстройство
• Генерализованное тревожное расстройство
• Смешанное тревожное и депрессивное расстройство
• Другие смешанные тревожные расстройства
• Другие уточненные тревожные расстройства
• Тревожное расстройство неуточненное.
• Обсессивно-компульсивное расстройство
• Преимущественно компульсивное действие (навязчивые ритуалы)
• Другие обсессивно-компульсивные расстройства
• Обсессивно-компульсивное расстройство неуточненное.
• Ужасы во время сна (ночные ужасы)
• Кошмары
Ну, психиатрам это точно нужно, чтобы поставить ярлык, то есть – диагноз. И напугать пациента ещё больше.
- А вы знаете, что у вас тревожное расстройство?
- Нет, но уже страшно.
Хорошая новость. Бояться нечего, многое из того, что страшно названо в международной классификации патологических страхов, чаще, серьёзной патологией не является, бывает практически у каждого человека в той или иной степени выраженности и проходит само без вмешательства врачей психиатров.
Ко мне для консультации пришёл молодой человек. Его напугал психиатр, поставив диагноз «обессивно-компульсивное расстройство». Этот ярлык обозначает следующее: у человека появляются пугающие навязчивые мысли, идеи, которые на уровне поведения проявляются в повторении одних и тех же действий. Механизм может быть следующий. Человек задаёт себе вопрос: «А что если…?», после «если» может быть что угодно, например, микробы угрожают моему здоровью. Далее следуют действия, которые повторяются каждый раз, когда возникает пугающий вопрос. Список этих действий разнообразен: постоянное мытьё руки, протирание их салфеткой, спиртом, опускание в горячую воду и т.п.
У молодого человека с детства была примета. Когда он выходил утром из дома, то обязательно должен был нажать кнопку лифта, которая загоралась красным цветом, это означало, что у него днём всё получится и будет хорошо. А если он пройдёт мимо лифта, и кнопка не будет гореть красным, то всё днём будет плохо. Мысли, что не нажмёт кнопку его пугала, поэтому он постоянно нажимал на неё при выходе из квартиры.
Такие юношеские неврозы, как правило, проходят со временем сами. Но тут человек явно застрял. Ему была страшна мысль: «а что если я сегодня не нажму на кнопку лифта, значит у меня всё будет плохо». Поведение со стороны выглядело совсем странным. Выходит молодой человек из квартиры нажимает на кнопку лифта и спускается по лестнице вниз, он жил на втором этаже. Соседи стали замечать, а их тоже пугает непонятное поведение.
Осознавая, что такие действия уже настораживают соседей, парень обратился к психиатру, который быстро поставил диагноз и предложил пройти лечение в его платной клинике, мотивировав настоятельную рекомендацию сложным диагнозом и необходимостью длительного лечения. Если прямо сейчас не начать, то возможны ухудшения. Что тоже страшно.
Когда я услышал эту историю, то понял, придётся сначала работать со «страхом ухудшения», который был внушён врачом психиатром. Молодой человек уже начал занимать деньги, чтобы лечь в клинику.
Моё «лечение» было простым и быстрым. Я подумал, что для начала можно придумать другие безобидные и полезные ритуалы, выполнив которые можно верить, что день удастся на славу. Вряд ли сразу надо было разубеждать парня в отсутствии связи между нажатием кнопки лифта и успехом.
После того, как молодой человек придумал ещё пять ритуалов, которые, по его мнению, помогают прожить день «как надо», то кнопка лифта перестала быть актуальной. А через некоторое время получилось так, что он не успел выполнить дома один из пяти ритуалов счастливого дня, но на работе прошло всё замечательно. Это для него было открытием. Постепенно ему стало лень делать все эти придуманные ритуалы, тем более, что появилось понимание – они никак не связаны с успехом на работе. А про кнопку лифта забыл совсем. И не понадобилось никакого дорогостоящего лечения.