Эмоции в сложных ситуациях
Автор: Виталий Пичугин Источник: http://www.nlplife.ru/
Эмоции в сложных ситуациях.
Эмоциональное равновесие и спокойствие исчезает в тот момент, когда оно особенно необходимо. В сложной ситуации нужно думать, а нахлынувшие эмоции мешают сосредоточиться и принять правильное решение. Особенно важно контролировать своё состояние руководителю. Его ошибка дорого стоит. Часто за неё расплачиваются подчинённые, партнёры по бизнесу.
Разберём сложную ситуацию и способы реагирования на примере общения с «контрольно-наезжающими» правоохранительными органами.
Как сохранить спокойствие, если к вам пришли с проверкой, начали проводить обыск, объявили о задержании?
Знание своих прав, уверенность в занятой позиции, является основой управления эмоциональным состоянием в ситуации внезапной проверки, обыске, задержании, аресте. Аффективные эмоции проявляются, когда есть неизвестность, которая явно может принести большие неприятности, но не понятно какие конкретно. Ожидание и неизвестность, при наличии явной угрозы вызывают такие эмоции и состояния, как страх, злость, отчаяние, безволие, беспокойство, волнение, ужас, подавленность. Каждый менеджер должен понимать, что уголовное преследование бизнеса – это преследование конкретных людей, то есть управленцев, руководящих этим бизнесом. Поэтому важно знать алгоритм действий в трудных ситуациях, чтобы сохранить спокойствие для принятия правильных решений.
Обычно, все глупости менеджеры совершают в первые минуты и часы при возникновении сложной ситуации, связанной с действиями правоохранительных органов. Негативные эмоции, состояние аффекта, не позволяют включить голову и действовать разумно. Даются показания, которые потом ложатся в основу обвинения. Иногда, в состоянии депрессии подписываются пустые бланки, или люди ставят подписи не прочитав, что изложено в протоколе.
• Что написано пером, не вырубишь топором.
Потом ничего исправить нельзя. И даже если вы будете рассказывать, что были в состоянии крайнего волнения и не понимали, что делали, это ничего не изменит. У вас правомерно поинтересуются: «Ваша подпись»? То есть показания оформлены в соответствии с законом, и они могут являться доказательством по уголовному дело. А то, что не понимали, что делаете – это ваши проблемы.
Пример из жизни.
В фирму, назовём её «Рога и копыта», пришли проверяющие. Оперативные работники из отдела по борьбе с экономическими преступлениями местного УВД. В сейфе нашли неучтённые по кассе деньги. В офисе были две девушки, принимали звонки. Фирма не занималась ничем явно незаконным, они организовывали банкеты, праздники, вечеринки и т.п. Две сотрудницы «Рогов и копыт» были настолько напуганы большими серьёзными дядьками, что дали примерно следующие свидетельские показания. Деньги в фирме принимаются «чёрным налом», они ничего не знают, во всём виноват начальник. Допрос проводился именно на протоколы допроса свидетеля, это важно, не объяснения, а допрос свидетелей. Просто по другому, ранее возбуждённому уголовному делу по заданию следователя проводились следственные действия. В результате: в отношении руководителя возбудили уголовное дело, заодно и девушки впоследствии стали тоже обвиняемыми. Они потом рассказывали про страх, что не понимали, что подписывали, были в состоянии аффекта и т.п. Поздно.
• Негативные эмоции, мешающие трезвому мышлению – стоят дорого.
В прямом смысле этого слова. Изъятые деньги, расходы на адвоката, не полученная прибыль. Прибавьте к этому и оцените в деньгах потраченное здоровье, нервы, время. Хорошо, что в данном случае руководитель фирмы «Рога и копыта», а также две сотрудницы получили условное наказание. А ведь бывает и дают реальный срок наказания, небольшой, но в любом случае, сколько вы готовы дать денег, чтобы не находиться два года за решёткой?
Поэтому чтобы управлять эмоциями и не делать ошибок, полезно знать свои права и алгоритм конкретных действий в сложных ситуациях.
Итак, если к Вам пришли проверяющие.
1. Не позволяйте себе эмоционального реагирования на этот факт. Знайте, проверяющий, пришедший в организацию, всего лишь гость, которого вы не приглашали. Он не хозяин. Ведите себя спокойно. Иногда водители, остановленные сотрудником ГИББД для проверки документов, выбегают из машины и трясущимися руками достают права. То есть показывают своё волнение, как будто везут труп в багажнике. Не повторяйте этой ошибки, не показывайте своё волнение проверяющему. Он просто выполняет свою работу, разрешите это делать в пределах его компетенции, которую не мешает выяснить.
2. Попросите у каждого проверяющего удостоверение или документы, подтверждающие их компетенцию, перепишите данные, чтобы знать, с кем вы общаетесь. Если пришедшие люди отказывается показать свое служебное удостоверение, смело вызывайте милицию, пожарных, МЧС. Может быть, это террористы, грабители, бандиты. Звоните в милицию, ФСБ и сообщайте, что к вам пришли подозрительные люди, которые отказываются представиться, но собираются залезть в сейф. При этом ведите себя по-деловому, полезно показать свою уверенность и спокойствие. Категорически не рекомендуется кричать и возмущаться, этим самым вы показываете свою слабость. Проявление аффективных эмоций сообщает проверяющим, что они пришли по адресу. Часто размышляют так, кричит, выражает недовольство, значит – боится, чувствует себя виноватым.
3. Если проверяющих много, то общайтесь только со старшим. Он должен обладать всей полнотой информации о цели прихода, полномочиях. Если старший проявляет эмоциональную агрессивность, важно противопоставить ей своё спокойствие. Возможно, что видя вашу уверенность, старший проверяющий будет проявлять более конструктивные эмоции.
4. Спокойным голосом задайте вопросы, выяснив законность посещения вашей организации. Необходимо составить протокол официального визита как дополнение к «Журналу регистрации проверок». Кстати, заполнение бумаг бывает хорошим успокоительным средством, помогает отвлечься и заниматься не переживанием ситуации, а целенаправленными действиями.
5. Если выясните, что нет законных оснований для проверки, то не стоит возмущаться и спорить, а спокойно оформляйте письменно отказ на проверку с приложением копии протокола.
6. Потребуйте, чтобы проверяющие подписали «Соглашение о сохранении коммерческой тайны и конфиденциальных сведений», которые станут известны им в ходе проверки. Как правило, они ничего не хотят подписывать и начинают возмущаться такими непристойными предложениями. В этом случае ваша задача просто, без эмоций настаивать на подписании соглашения или зафиксировать факт отказа от подписи.
7. Не стоит позволять проверяющим свободно перемещаться по территории. Они пришли проверять конкретные документы, проведите пришедших в комнату переговоров и общайтесь с ними только в ней. Вам будет спокойнее, если проверяющие не будут свободно бродить по территории.
8. Возьмите чистый лист бумаги и фиксируйте все действия проверяющих. Назовите это дополнением к протоколу официального визита. Меньше реагируйте на эмоциональные претензии проверяющих. Лучше занимайтесь делом, записывайте всё, что видите, тогда вам будет не до переживаний, вы будете заняты работой, а не эмоциями.
Если вы знаете, что делать, то будете уверены в себе. Не зря говорят: знание – сила!
При копировании ссылка на сайт http://nlplife.ru/ обязательна.
Тренинг эмоциональной привлекательности
Тренинг "Как влюбить в себя любого(любую)".
Мастер знакомств
Юморология или как стать интересным человеком?
Как избавиться от страха? Тренинг "Убираем страх за раз".
|