Многие страхи формируются в детстве. Взрослые, часто, забывают события прошлого. Память так устроена. Чтобы не сойти с ума сознание вытесняет всё страшное, поэтому – лишнее. Взрослому человеку детские страхи не нужны. Парадокс в том, что былое не отпускает. Многие удивляются, почему боятся знакомиться, выступать, быть успешными. Если хорошо покопаться, то многие ответы можно найти в детстве.
Я кое-что помню.
Наверное, мне уже было года три или четыре, запомнил музыкальные занятия в детском саду. Они у меня связаны с первым осознанным детским страхом. Зал для музыкальных занятий выглядел зловеще.
Дело в том, что во всех детских садах СССР висели портреты Ленина. И задача воспитателей была следующая: важно, чтобы к определённому возрасту, дети умели узнавать «дедушку Ленина» и думать о нём только хорошее. Однако портреты Ильича были, наверное, написаны художником, которого в своё время, в детстве очень сильно напугали изображением этого доброго дедушки, и поэтому он всю жизнь воспроизводил свой страх, изображая Ленина на картинах.
Ничего страшного если бы эти портреты вешали в зале суда, чтобы пугать преступников, но их размещали в детских садах. Наш музыкальный руководитель, как мне тогда казалось, очень добрая и приятная тётенька, имела один большой недостаток, она патологически любила Ленина. Поэтому мы дружно разучивали песенку, слова которой, вместе со страхом врезались в мою память на всю жизнь. Шедевр звучал так: «Мы в детский сад приходим весёлою гурьбой, нам Ленин улыбнётся с портрета, КАК ЖИВОЙ». Вот в этом и был весь ужас. Представьте, портрет лысого мужика, выполненный в серых, мрачных тонах, с торчащими усами, я смотрел и думал – сейчас точно улыбнётся, как живой! Мне было страшно!
Страх усугублялся ещё тем, что воспитатели рассказывали о смерти этого дедушки, но считали его живее всех, живых. Я не знал, как к нему относиться. Одно воспитатели добились точно, я его узнавал! Везде. Но таких ужасных портретов Ленина, как в детском саду, я больше не встречал нигде.
Конечно, надо тогда было воспринимать всё с чувством юмора, но у меня его ещё не было. А посмеяться было над чем. Представьте, вваливается толпа детей в садик «весёлою гурьбой», а тут Ленин, давай улыбаться с портрета «как живой». Вот детям радость! Ни машинки, ни кубики, ни куклы, встречают в саду, а Ленин, как Кащей бессмертный, вечно живой, улыбается с портрета, хорошо, что руки не протягивает.
Для маленьких детей нет разницы между сказкой и реальностью.
Тут интересно задуматься, а какие сказки попадают в реальность детей? С какими героями?
Ребёнок может ассоциироваться с волком, лисой, медведем, зайчиком, тараканчиком и т.д. Эти звери – герои, когда хорошие, когда плохие. Пока у детей мир разделён на хороших и плохих, добрых и злых, им легко почувствовать себя добрым и сильным медведем. Тем более что, на тех же музыкальных занятиях, сказки инсценируются, и дети играют разных сказочных героев, в основном, хороших. Мне, например, в детстве почему-то приходилось играть зайчика. На голову одевалась белая шапочка с длинными ушками, всё - заяц готов. Надо было изображать трусишку, мелко перебирая лапками. Мне в этом Ленин помогал, глядя на меня с портрета на стене, поэтому заяц изображался легко и естественно. Вряд ли я смог почувствовать себя медведем.