Более глубоко озаботился изучением вопроса Аристотель в своей знаменитой работе «Риторика», он выделил две основные черты комичного: «Смешное – это некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющее вреда и ни для кого не пагубное». В контексте просвещённого философского спора Аристотель рассматривал шутки, как форму образованного высокомерия, однако допускал, что использование юмора может быть полезно в определённых количествах. Изречения Аристотеля.
«Привычка находить во всем только смешную сторону — самый верный признак мелкой души, ибо смешное лежит на поверхности».
«Серьезное разрушается смехом, смех — серьезным».
«Шутить надо для того, чтобы совершать серьезные дела».
«Шутка есть ослабление напряжения, поскольку она — отдых».
«Всего приятнее для нас те слова, которые дают нам какое-нибудь знание».
«Друг — это одна душа, живущая в двух телах».
«Комедия имеет намерение отображать людей худших, а трагедия — лучших, чем существующие».
«Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед».
«Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мертвым».
«Мудрость — это самая точная из наук».
«Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».
«О, друзья мои! Нет на свете друзей!»
Платон и Аристотель первыми отметили, что смех позволяет выразить своё превосходство над окружающими людьми.
Высмеять - значит показать нелепость поведения или утверждения, а также некомпетентность человека.
Великий оратор Рима Марк Фабий Квинтилиан, тоже пришёл к выводу, что: «От смеха недалеко до высмеивания». Речи оратора содержат юмор, как инструмент доказательства своей правоты, показывая смешными и нелепыми посылки и утверждения соперника. Вот его самые знаменитые высказывания.
«Лжец должен обладать хорошей памятью».
«То, что в одних случаях называется свободой, в других называется распущенностью».
«Уничтожить деньги — уничтожить войны».
«Лучше отказаться от острого словца, чем от друга».
По мере развития научного знания, интерес к юмору всё возрастал, особо активные исследования были продолжены немецкими и английскими философами.
Иммануил Кант в «Критике чистого разума» выявляет условия, при которых возможны главные формы научного знания, дает подробную критику замыслов предшествующей метафизики, создаёт свою знаменитую систему "критической философии", но не забывает точно сформулировать причину смеха. По его мнению, смех является эмоцией, возникающей из неожиданного превращения напряженного ожидания в ничто. Что такое «ничто», в его понимании, Кант не рассказал, но по-русски это можно назвать нелепицей, неожиданным и абсурдным окончанием. По этому принципу построено много анекдотов, шуток, афоризмов. Мы ожидаем вполне определённого продолжения, а оно, внезапно, оказывается другим.
Несколько примеров создания смешного таким способом.
Джентльмен никогда не вызовет другого джентльмена на дуэль…, если его можно просто пристрелить.
Раньше я курил, пил, использовал ненормативную лексику без всякой причины. С тех пор, как я работаю здесь…, у меня появилась веская причина.
Иммануил Кант оставил после себя много остроумных высказываний, вот некоторые самые известные и популярные.
«Веселое выражение лица постепенно отражается и на внутреннем мире».
«Дайте человеку все, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это все — не есть все».
«Детей, особенно девочек, нужно в раннем возрасте приучать к непринужденному смеху, ибо веселое выражение лица постепенно отражается и на внутреннем мире и вырабатывает расположение к веселости, приветливости и благосклонности ко всем».
«Для мужчины нет ничего более обидного, чем обозвать его глупцом, для женщины - сказать, что она безобразна».
«Если наказывать ребенка за дурное и награждать за доброе, то он будет делать добро ради выгоды».
«Женщины очень участливы, добросердечны и сострадательны, прекрасное они предпочитают полезному».
«Кто отказался от излишеств, тот избавился от лишений».
«Смех - дело мужское, слезы – женское».
Английский философ Томас Гоббс в работе «О гражданине» излагает свой взгляд на природу людей: «Естественным состоянием людей, до того как они объединились в общество, была война, и не простая война, а война всех против всех», «… люди от природы подвержены жадности, страху, гневу и остальным животным страстям, они, однако, не являются злыми по природе». По Гоббсу человек всегда находится в борьбе за власть, и смех является выражением чувства превосходства над окружающими, реакцией на внезапную победу. В книге «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» Гоббс пишет: «Смех. Внезапная слава есть страсть, производящая те гримасы, которые называются смехом. Она вызывается у людей или каким-нибудь их собственным неожиданным действием, которое им понравилось, или восприятием какого-либо недостатка или уродства у другого, по сравнению с чем они сами неожиданно возвышаются в собственных глазах».
Мудрые мысли Т. Гоббс умел излагать не без доли изящного юмора, приведу некоторые из них.
«Если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, они бы опровергались».
«Зло, которого мы не можем ни преодолеть, ни избежать, мы ненавидим».
«Красота - это обещание счастья».
«Слова — это игральные фишки умных людей и деньги дураков».
«Любовь к соседу - нечто другое, чем любовь к соседке».
«Любовь есть представление человека о его потребности в лице, к которому его влечет».
Герберт Спенсер, в работе «Опыты научные, политические и философские», во втором томе исследует физиологию смеха и пишет: «Не одно только чувство смешного вызывает смех и не одни только разнообразные формы радостных эмоций служат причинами к его возбуждению. Кроме такого смеха, бывает еще смех сардонический и смех истерический, которые являются следствием тяжелого умственного состояния; к ним надо прибавить еще известные ощущения, например щекотливость и, согласно Бэну, дрожь от холода и некоторые острые боли». Спенсер указывает на то, что и неприятные чувства могут вызывать смех, используя универсальный механизм – накопление излишка нервной энергии, и выход её через напряжение (расслабление) мышц.
Не обошёл вниманием вопросы юмора и Артур Шопенгауэр, его понимание возникновения смеха близка к Аристотелевскому. Если понятие (представление о ситуации) не совпадает с реальностью, то возникает смех. Шопенгауэр не столько изучал юмор, сколько был его почитателем. Он сам оставил человечеству огромное количество остроумных афоризмов, высказываний, которые не только мудры, но и вызывают улыбку. Произведение «Афоризмы житейской мудрости» наглядный тому пример.
Самые известные из них.
«Не говори своему другу того, что не должен знать твой враг».
«Час ребенка длиннее, чем день старика».
«С точки зрения молодости жизнь есть бесконечно долгое будущее; с точки зрения старости — очень короткое прошлое».
«Жениться — это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности».
«Всякий сброд до жалости общителен».
«Жизнь есть ночь, проводимая в глубоком сне, часто переходящем в кошмар».
«К какому выводу в конце концов пришли Вольтер, Юм и Кант? — К тому, что мир есть госпиталь для неизлечимых».
«Кто придает большое значение мнению людей, делает им слишком много чести».
«Моя философия не дала мне совершенно никаких доходов, но она избавила меня от очень многих трат».
«Оскорбление - это клевета в сокращенном виде».
«Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно».
«Самостоятельность суждений — привилегия немногих; остальными руководят авторитет и пример».
«То, что людьми принято называть судьбою, является, в сущности, лишь совокупностью учиненных ими глупостей».
«Чем больше человек имеет в себе, тем меньше требуется ему извне, тем меньше могут дать ему другие люди».
З. Фрейд определил юмор, как «средство получения удовольствия, несмотря на препятствующие ему мучительные аффекты. Он подавляет развитие аффекта, занимает его место». Тут присутствует идея замещения смешным тяжёлых для психики человека переживаний. Можно предположить, что такая функция у смеха есть, но вряд ли можно назвать это причиной его возникновения. Но точно можно утверждать, что без хорошего чувства юмора самому Фрейду вряд ли удалось внести свой весомый вклад в развитие человеческой мысли.
Вот несколько его знаменитых высказываний.
«Остроумие – это отдушина для чувства враждебности, которое не может быть удовлетворено другим способом».
«Шутка делает возможным удовлетворение похотливого или враждебного инстинкта, несмотря на препятствие на своем пути».
«Юморист достигает превосходства потому, что входит в роль взрослого, до некоторой степени как бы отождествляется себя с отцом и принимает других людей за детей».
«Задача - сделать человека счастливым - не входила в план сотворения мира».
«Признание проблемы – половина успеха в ее разрешении».
«Мы не всегда свободны от ошибок, по поводу которых смеемся над другими».
«Мы живем в очень странное время и с удивлением отмечаем, что прогресс идет в ногу с варварством».
После Фрейда исследователи развивали идеи, так или иначе высказанные со времён Платона. В настоящее время существует много теорий юмора и происхождения смешного. Каждая из них не является оптимальной, описывающей все аспекты и тонкости возникновения, развития, сущности юмора. Многие писатели, психологи, философы, социологи, педагоги 19 – 20 века высказывались по этой проблематике, приведу мнения лишь некоторых их них.
Видный этолог Конрад Лоренц считал, что смех представляет собой разновидность агрессивного поведения. Вместо того, чтобы атаковать противника, мы высмеиваем его, снижаем свою агрессивность таким мягким способом. Достоевский считал, что в основе замены агрессивности юмором, иронией лежит неосознаваемое субъектом чувство сострадания. По Чернышевскому, комическое пробуждает в нас чувство собственного достоинства. Относясь иронически к какой-нибудь ситуации или человеку, мы тем самым демонстрируем себе и другим своё превосходство, неуязвимость. Нейрофизиолог П.В. Симонов считает, что юмор нельзя свести к какому-нибудь одному, всё определяющему фактору – агрессивности, чувству собственного достоинства, сострадания и т.п. В чувстве юмора, по выводам многих авторов, неизбежно присутствует потребность экономии сил.
Смешно всё избыточное, нерациональное, отжившее. Смешные анекдоты состоят как минимум из двух частей. Вначале у слушателя формируется ложный прогноз, а затем ему преподносится неожиданная концовка. Рассогласование между ожидаемым и действительным завершением истории порождает тот эффект, который приводит к усмешке или гомерическому хохоту.
Смех часто возникает непроизвольно, что, очевидно, связано с подсознанием, с освоенным опытом, в сопоставлении с которым многое новое и непривычное кажется достойным осмеяния или иронии. Смех вызывает смена контекста, в котором происходят события. Серьёзные переживания в одном контексте будут смешными в другом.
Почему же люди смеются? Очевидно, что хочется. А какие причины, что скрывается под этим «хочется»? Итак, приведу весь список, почему и для чего:
1. Эмоциональная разрядка.
2. Избавление от страха.
3. Смех, как «лекарство от жизни» Ф. Ницше.
4. Чтобы показать превосходство.
5. Чтобы выразить агрессию.
6. Чтобы получить удовольствие.
7. Чтобы расслабиться.
8. Чтобы переключиться с негатива, избавиться от негативных эмоций.
9. Без видимой, осознаваемой причины, непроизвольно.
10. Чтобы привлечь внимание.
11. Чтобы защититься от агрессии.
12. Чтобы легче пережить неприятную ситуацию.
13. Чтобы создать нужную атмосферу общения.
14. Потому что привык находить смешное.
Если попробовать обобщить все причины, почему люди смеются, то можно сформулировать с помощью шутки: потому что умеют это делать по поводу и без всякого повода, причинно и без причины. Иногда сообщают, признаком чего смех является, но смеяться не перестанут никогда. Как сказал Зиновий Паперный: «Некоторые думают, что смех помогает нам жить и работать. Это они путают смех с песней, которая действительно «нам строить и жить помогает». Смех же помогает нам не жить и работать, а выжить, несмотря на все то, что мешает нам работать и жить. Таким образом, мы приходим к формуле смеха, к его жизнеутверждающему девизу: «Да здравствует все то, благодаря чему мы несмотря ни на что!»