Автор: Виталий Пичугин Источник: http://www.nlplife.ru/
В этой части мы рассмотрим основные идеи, которые послужили основанием для организации органов ЗАГС, их становление, развитие, реформирование от создания до настоящего времени.
Глава 1. История понятий и определений
Первое подобие органов ЗАГС появилось ровно тогда, когда возникла необходимость учёта рождения людей, смерти, образования семей. Для любого государства важно было знать количество его жителей, поскольку, чем лучше правитель заботился о народе, тем больше в семьях рождалось подданных, а как можно было это отследить? Вроде бы простой ответ, человек родился – теперь он житель этой земли. И это являлось фактом лишь для самого рождённого и некоторого близкого окружения. Но для государства и его чиновников становится важным не только само рождение, а письменная фиксация, как сейчас говорят – юридических фактов. Благодаря этому обстоятельству, историю мы узнаём из свидетельств далёкой эпохи, например, письменных документов. Теперь нам очевидно, что любая фиксация факта рождения, смерти, заключения брака, это была не только насущная необходимость государства, заботящегося о своём народе, но бесценное свидетельство для потомков, уникальная возможность для современников документально исследовать прошлое, помнить о нём. Появление информации о рождении, смерти, наряду с другими событиями, зафиксированными на бумаге, породило новое понятие – юридический факт, которое явилось значимой вехой в развитии государства и права. В римском праве возникновение правоотношений связывали именно с такими значимыми событиями. В России первыми регистраторами были приходские священнослужители, они фиксировали в церковных книгах различные сведения, например, о венчании «рабов божьих», но первым светским узаконением такой деятельности был указ Петра I от 1702 «О подаче в Патриарший духовный приказ приходским священникам недельных ведомостей о родившихся и умерших». В мае 1722 «прибавления к Духовному регламенту» установили обязательное повсеместное ведение метрических книг в Российской империи. Но первенство в точной формулировке, что такое «юридический факт» принадлежало немецкому исследователю. В работе "Система современного римского права" Фридрих Савиньи впервые написал: "Я называю события, вызывающие возникновение или окончание правоотношений, юридическими фактами". Современная наука под юридическими фактами понимает факты реальной действительности, с которыми действующие законы и иные правовые акты связывают возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, то есть гражданских правоотношений. Мы же будем говорить о разновидности юридического факта – событии или действии. Событие - явление, не зависящее от воли человека, например, рождение, смерть, с наступлением которого нормы права связывают наступление юридических последствий (возникновение, изменение и прекращение правоотношений). Действие - совершенное определенным субъектом, несёт конкретное социальное и правовое содержание, например, регистрация брака. Конкретность юридических фактов-событий выражается в том, что они происходят в определенной местности в некоторый определенный момент времени. Самыми распространёнными регистрируемыми юридическими фактами являлись: 1. Рождение 2. Смерь 3. Венчание (вступление в брак).
Рождение. Рождение — процесс у человека, в результате которого ребёнок выходит из тела его матери и начинает самостоятельное существование. В более широком смысле — момент возникновения жизни. Рождение – событие, юридический факт, имеющий определённые последствия. Например, с рождением появляется правоспособность - способность физического лица быть носителем гражданских прав и обязанностей, допускаемых правом конкретной страны. Не всегда в истории рождение человека автоматически означало появление у него каких-либо прав. Американский психолог Л. Де Моз начинает свою книгу «Психоистория» так: «История детства – это кошмар, от которого мы только недавно стали пробуждаться. Чем глубже в историю – тем меньше заботы о детях и тем больше у ребёнка вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорблённым». Автор глубоко исследует с точки зрения психоанализа стили воспитания на протяжении истории европейского сообщества. Он выделяет шесть последовательных этапов смены стилей воспитания. 1. Стиль «детоубийства» (от античности до 4 века н.э.). В те времена считалось нормальным явлением убийство собственного ребёнка в случае, если его будет не легко прокормить или у родителей возникнут трудности в воспитании. Дети ценностью не являлись, отношение к ним было сугубо практичное. Если ребёнок уже с детства может помогать родителям, например, прислуживать за столом, работать по хозяйству, заботиться о младших браться и сёстрах, то он имел право на жизнь. Если ребёнок много болел, требовал заботы, внимания, был бесполезен в хозяйстве, то его проще и выгоднее было убить, нежели кормить и воспитывать. В Кении, в одном из племён, я видел, что маленькие дети начинают ходить и работать одновременно. Пасут коз, собирают помёт, копаю каких-то червячков. Хорошая коза там до сих пор ценится выше, чем жизнь ребёнка. Коза полезная, даёт молоко, ребёнок его только потребляет. Люди живут в суровых природных условиях, поэтому все законы и правила жизни, определяются практической целесообразностью и стремлением выжить. 2. «Оставляющий» стиль (4-13 век нашей эры). Ребёнок уже воспринимается как человек, наделённый бессмертной душой, однако полной зла и порока. В это время считается правильным быть с детьми эмоционально холодными, строго наказывать, бить. «Битиё есть – ученье». От «трудных» детей в голодные времена, считается правильным избавляться направлением их в монастырь, на воспитание в работники, в обучение ремесленникам. 3. Амбивалентный стиль (14-17 века). Этот этап, по мнению Л.Де Моза относится к 14 веку, связывая это с появлением большого числа руководств по воспитанию детей, возвеличиванием культа девы Марии, появлением в искусстве образа заботливой матери. Ребёнок, по своей природе, рассматривается как порочный от рождения. Воспитание требует последовательного и жесткого воздействия. Появляется метафора воспитания, ребёнок воск, глина, задача родителя – скульптора «отлить ребёнка в форму». 4. Навязывающий стиль (18 век). Характеризуется изменением отношения родителей к детям. Родители хотели обрести власть над разумом ребёнка, чтобы контролировать его внутреннее состояние, потребности, волю. Избиение детей становится не популярным и допускается всё реже. 5. Социализирующий стиль (19 – середина 20 века). Данный стиль воспитания предусматривает направление воли ребёнка на правильный путь. Детей социализируют, учат адаптироваться к обстоятельствам жизни. В России, ярким представителем социализирующего стиля был А.С. Макаренко, такой стиль до настоящего времени является основой многих психолого-педагогических концепций. 6. Помогающий стиль (с середины 20 века). Природа ребёнка оценивается как принципиально добрая, развивающаяся. К. Роджерс внёс огромный вклад в развитие и теоретическое обоснование помогающего стиля воспитания. Появление работы Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» можно считать началом признания возникновения прав человека по рождению. С этого времени начинает проявляться забота о детях, как социальное явление, возникает специальная область медицины - педиатрия, ребёнок становится центром семьи, не любить детей стало стыдно. Какими же естественными правами стал обладать человек по одному факту своего рождения. Естественными правами называют право на жизнь, здоровье, свободу, неприкосновенность, честь и репутацию. Это всё защищает закон. Гражданские и политические права, которыми обладает человек, нашли свое отражение в статьях Всеобщей Декларации правового статуса человека и гражданина: - право на жизнь, свободу и безопасность личности, - право на свободу от рабства и подневольного состояния, - право на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего его достоинство обращения и наказания, - право на признание правосубъектности, - право на равенство перед законом, - право на эффективное восстановление в правах в случае нарушения правового статуса человека и гражданина, - право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, - право на гласное и с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом, - право на презумпцию невиновности до тех пор, пока виновность не будет установлена, - право на запрещение осуждения за деяние, которое во время его совершения не составляло преступления, - право на свободу от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь, произвольного посягательства на неприкосновенность жилища, или тайну корреспонденции, - право на свободу передвижения и выбора места жительства, в том числе право покидать любую страну и возвращаться в свою страну, - право на убежище в других странах, - право на гражданство, - право на вступление в брак и создание семьи, - право на владение имуществом, - право на свободу мысли, совести и религии, - право на свободу убеждений и на свободное выражение их, - право на свободу мирных собраний и ассоциаций, - право на участие в управлении своей страной, - право на равный доступ к государственной службе в своей стране. - право на социальное обеспечение, - право на труд и свободный выбор работы, - право на равную оплату за равный труд, - право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование, - право создавать профессиональные союзы, - право на отдых и досуг, - право на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния (включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход), - право на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам, - право на защиту материнства и детства, - право на образование, причем родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих детей, - право на участие в культурной жизни общества, - право на защиту моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов автора . Важно отменить, что многие из указанных прав возможно реализовать только будучи гражданином определённого государства. Правосубъектность предполагает не только права, но и обязанности. Обязанность - нравственное, социальное или правовое требование социально ожидаемого поведения, предъявляемое индивиду. Основные обязанности гражданина РФ изложены в Конституции РФ, например, Конституционно закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). Закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции). В ст. 59 Конституции Российской Федерации закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Смерть. Смерть - необратимое прекращение, остановка жизнедеятельности организма. В качестве правопрекращающего юридического факта смерть выступает в сфере семейных, жилищных, гражданских и прочих отношений. До 17 века смерть практически не регистрировалась, этому есть объяснение, во-первых, в церковных книгах больше уделялось внимание заключению брачного союза и рождению детей, во-вторых, люди умирали в массовом порядке в результате эпидемий, войн, болезней, травм, поэтому было трудно технически зафиксировать каждую смерть. Венчание (вступление в брак). Венчание - государственно-правовом смысле, вид брака, заключаемый в религиозных институтах. В некоторых странах существует наряду с институтом гражданского брака. До начала XX века был единственным видом брака, влекшим за собой юридические последствия, в большинстве стран Европы. В России венчание упразднёно большевиками в 1918 году. До XVII века венчание было прерогативой князей и бояр, простой люд придерживался языческих традиций умыкания и купли невест. В нашей стране признается и защищается только брак, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния. Только с момента регистрации брака возникают права и обязанности супругов. Брак - исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Брак - в семейном праве добровольный, равноправный союз женщины и мужчины, заключаемый для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов. И венчание, и официальный брак подразумевают добровольное сожительство мужчины и женщины, совместное ведение хозяйства, появление новых прав и обязанностей. Рождение, смерть, венчание (заключение брака) – самые важные события и действия в жизни любого человека, поэтому исторически было обоснованно именно это регистрировать в первую очередь. Потом стало необходимо идентифицировать человека, например, при изменении фамилии, имени. Позже появились личные документы, которые стали необходимыми при заключении различных сделок, изменении своего гражданского статуса. Развитие общества просто требовало создание такого института, как – ЗАГС. ЗАГС - (запись актов гражданского состояния) - по российскому праву письменные сведения об актах гражданского состояния, а также государственные органы, регистрирующие акты гражданского состояния. Во многих странах мира до сих пор не регистрируют рождение, смерь, создание брака. По сообщению издания «InoPressa», миллионы людей во всем мире рождаются и умирают, при этом факт их земного существования нигде не отмечается. Ученые называют это "скандалом невидимости" и требуют создания реестра фактов рождения и смерти в каждой стране. От этого, по мнению ученых, выиграет все человечество "На сегодняшний день существуют данные о рождении и смерти лишь по трети населения земного шара", – пишет Ричард Хортен, главный редактор The Lancet в последнем номере этого научного журнала. "Слишком много людей, прежде всего бедняков, никогда нигде не регистрируются". Они умирают – и никто этого не замечает. Авторитетный медицинский журнал хочет рассказать о ситуации со статистикой рождаемости и смертности по всему миру, а также усилиях, предпринимаемых для того, чтобы зафиксировать сам факт смерти и ее причину. Серия статей, посвященных этой проблеме, носит название "Кто подсчитает?". Хортен сетует на существующие во всем мире пробелы с регистрацией фактов рождения и смерти: "Ни одно из ведомств при ООН не несет обязательств по регистрации фактов рождения и смерти". В рамках кампании под названием "Кто подсчитает?" важна и каждая отдельно взятая человеческая жизнь. "Это испытание для всего человечества". Никогда надежные национальные статистики еще не были так востребованы, как сегодня, пишет Прасанта Махапарта из индийского Institute of Health Systems в другой статье Lancet. Лишь немногие промышленно развитые страны создали за последние 50 лет реестр населения. Можно сосчитать по пальцам меры, направленные на улучшение сопоставимости баз данных. Особенно плачевно обстоят дела в странах Африки, Северной Корее и Восточном Тиморе. Эти страны вообще не могут предоставить данных. Махапарта подвергает критике и отличающееся качество статистик других стран. "Не все развитые страны могут предоставить надежную информацию". В другой статье журнала Lancet ее автор Филипп Сетел из Университета Новой Каролины и его коллеги указывают на пользу масштабных баз данных по населению. Например, рост числа жертв дорожных аварий в 70-е годы привел к введению правил, предусматривающих обязательное использование ремней безопасности, и к запрету езды в состоянии алкогольного опьянения. В Индии статистики рождаемости раскрыли бы тот факт, что в стране целенаправленно абортируются эмбрионы женского пола. Таким образом, можно утверждать, что уровень развития системы регистрации актов гражданского состояния, свидетельствует о «цивилизованности» и прогрессе в той или иной стране.