А |
|
Абстрагирование - |
мысленное выделение какого-либо свойства предмета или явления и отвлечение от всех остальных. |
Авторитарность - |
склонность человека к властному управлению другими людьми, подавлению их инициативы, использованию мер принуждения. |
Агрессия - |
мотивированное деструктивное поведение, наносящее моральный и/или
физический ущерб окружающим, вызывающее психологический дискомфорт. |
Адаптация психологическая - |
приспособление человека к новым условиям жизни, к другим людям и социальным обстоятельствам. |
Адаптация теста - |
комплекс исследовательских процедур, направленных на приспособление
теста к использованию в новых условиях. Например, адаптация зарубежных
методик применительно к условиям другой социальной и культурной среды. |
Акцентуации характера - |
крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилины. |
Амбивалентность чувств - |
противоречивое эмоциональное переживание, связанное с двойственным
отношением к человеку, предмету, явлению. Одновременное проявление
симпатии и антипатии, любви и ненависти, привязанности и отвращения,
принятия и отвержения. |
Амнезия - |
нарушение памяти, возникающее при поражениях мозга. |
Анализ - |
интеллектуальная операция, заключающаяся в разделении целого на составляющие части или описывающие признаки. |
Аналитическая психология - |
система взглядов швейцарского психолога К.Г. Юнга, в которой, как и
в концепции психоанализа 3. Фрейда, придается большое значение
бессознательному. Помимо личного бессознательного выделяется и
коллективное бессознательное. |
Анамнез - |
совокупность сведений о больном, об условиях жизни, предшествующих
заболеванию, об истории развития болезни. В настоящее время А.
используется не только в медицине, но и в психологии как метод изучения
личности. |
Апперцепция - |
влияние прошлого опыта человека, его интересов и личностных
особенностей на образ предмета или явления, возникающий в результате
восприятия. |
Ассертивность - |
способность человека отстаивать свои права, принимая во внимание права других. |
Ассоциация - |
связь между мыслями, образами, при которой возникновение одной мысли или образа вызывает в памяти появление других. |
Атрибуция - |
приписывание человеком мотивов поведения, личностных качеств и
характеристик другим людям на основе житейского анализа их действий и
поступков. |
Аттитюд - |
складывающееся на основе опыта устойчивое предрасположение,
социальная установка человека в отношении людей, событий, социальных
явлений |
Аутогенная тренировка - |
комплекс специальных упражнений, основанных на релаксации и
самовнушении. Может использоваться человеком для управления
собственными психическими состояниями и поведением. |
Аффект - |
кратковременная, быстро возникающая и бурно протекающая
эмоциональная реакция, характеризующаяся двигательным возбуждением,
значительными нарушениями сознания и способности к волевому контролю
над действиями. Формами проявления аффекта могут бытьярость, гнев,
ужас. |
Аффилиация - |
проявления потребности человека в общении, в эмоциональных
контактах, стремление быть в обществе других людей, оказывать помощь
членам группы и принимать их помощь, взаимодействовать с окружающими.
При этом ценностью для человека является само общение, независимо от
его цели. |
Б |
|
Барьер психологический - |
неправильное восприятие, ошибочное мнение, боязнь, неуверенность,
мешающие человеку успешно выполнить дело. В деловых и личных
взаимоотношениях людей препятствуют установлению между ними открытых и
доверительных отношений. |
Барьер смысловой - |
непонимание между людьми, вызванное тем, что одно и то же действие, слово, фраза трактуется ими по-разному. |
Батарея тестов - |
группа тестовых заданий (субтестов), направленных на измерение
различных сторон сложной психической функции или качества и
объединенных в один тест. |
Бессознательное - |
совокупность психических явлений, не осознаваемых человеком, но оказывающих влияние на его поведение. |
В |
|
Валидность - |
свойство методики (теста), характеризующее достоверность получаемой
информации об изучаемом психическом явлении. Валидность показывает,
действительно ли тест измеряет то, что он измеряет, и насколько хорошо
он это делает. |
Ведущий тип деятельности - |
деятельность, являющаяся определяющий, решающей для психического развития в конкретный период развития человека. |
Вербальный - |
словесный; речевой; выраженный словами. |
Внушаемость - |
свойство человека, проявляющееся в его восприимчивости к внушению,
некритической податливости воздействиям других людей. Внушаемые люди
относительно легко принимают советы других, легко заражаются
настроениями и мнениями других людей, проявляют склонность к
подражанию. |
Внушение (суггестия) - |
вербальное и невербальное воздействие на человека, характеризующееся
снижением осознанности и критичности при восприятии человеком того, что
ему внушается. |
Вытеснение - |
один из защитных механизмов в психоаналитической теории личности.
Проявляется в непроизвольном вытеснении из сознания неприятной для
человека информации, неприемлемых мыслей, воспоминаний и переживаний. О
них уже нельзя вспомнить, хотя они и могут проявляться в поведении
человека. |
Г |
|
Гендерные различия - |
социальные и психологические различия между мужчинами и женщинами. |
Геронтопсихология - |
отрасль возрастной психологии, изучающая психологические аспекты
старения, изменения психики, поведения, деятельности людей в пожилом и
старческом возрастах. |
Гештальттерапия - |
направление психотерапии, основанное на представлении о том, что
человек в своем функционировании стремится к целостному развитию и
интеграции, к образованию гештальта (целостности) личности |
Гипноз - |
психическое состояние, подобное сну, для которого характерно
своеобразное торможение коры головного мозга и активизация подкорковых
образований. Вызывается специальным воздействием гипнотизера или
целенаправленным самовнушением. Характеризуется повышенной
восприимчивостью к психологическому воздействию гипнотизирующего и
пониженной чувствительностью ко всем другим воздействиям; применяется в
качестве метода психотерапевтического воздействия. |
Гипнопедия - |
методика обучения во время сна. |
Гипнотерапия - |
метод лечения, основанный на гипнотическом внушении. |
Групповая динамика - |
внутригрупповые процессы, характеризующие руководство и лидерство;
принятие групповых решений, нормообразование, формирование
функционально-ролевой структуры группы, сплочение, конфликты; групповое
давление и др. |
Групповая совместимость - |
социально-психологическое явление, характеризующее степень
эффективности совместной деятельности людей, возможность их адаптации
друг к другу. |
Д |
|
Девиантное (отклоняющееся) поведение - |
поведение, отклоняющееся от принятых в обществе правовых или
нравственных норм. Основные проявления - преступность и аморальность |
Делинквент (правонарушитель) - |
человек, чье отклоняющееся поведение в крайних проявлениях представляет уголовно наказуемые действия. |
Деперсонализация - |
изменение самосознания, связанное с ощущением потери своего "Я",
возникновением эффекта отчуждения от своих мыслей, чувств, действий. |
Депрессия - |
состояние душевного расстройства, тоски, подавленности,
характеризующееся апатией, пассивностью, пессимизмом, снижением
побуждений и активности личности. |
Дефектология - |
наука, изучающая клинико-физиологические и психолого-педагогические
закономерности и особенности развития аномальных детей, проблемы их
обучения и воспитания. |
Дискомфорт - |
состояние, характеризующееся неприятными субъективными ощущениями
(головная боль и т.п.), часто сопровождается неблагоприятными
психофизиологическими сдвигами. |
Диспозиция - |
готовность, предрасположенность субъекта к определенному поведению, действию, поступку. |
Дистресс - |
чрезмерное стрессовое состояние, оказывающее отрицательное влияние
на деятельность человека, его психические и физиологические процессы. |
Дифференциальная психология - |
отрасль психологии, изучающая индивидуально-психологические различия между людьми. |
Е |
|
Ж |
|
З |
|
Задатки - |
анатомо-физиологические особенности организма, функциональные
характеристики нервной системы, "качества человека, на основе которых
возникают и развиваются его способности |
Защита психологическая - |
бессознательное психическое явление, связанное со стремлением
человека устранить из сознания тревогу, не допустить в сознание
травмирующие личность переживания. Проявляется в защитных механизмах. |
Защитные механизмы - |
понятие, обозначающее совокупность приемов, с помощью которых
человек как личность оберегает себя от психологических травм. Примерами
защитных механизмов являются вытеснение, сублимация, подавление,
отрицание, проекция, идентификация, регрессия, изоляция,
рационализация, конверсия и др. У детей защитные механизмы наблюдаются
в значительно меньшей степени. В дошкольном и младшем школьном возрасте
- это чаще всего фантазирование. |
Значимый другой - |
человек, являющийся авторитетом для другого человека. |
И |
|
Игровая терапия - |
метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. |
Идентификация - |
отождествление, уподобление в самом широком смысле. Применяется в
различных областях науки и практики, например в криминалистике
(сличение почерка, фотографии и объекта и т.д.). В психологии
употребляется в разных значениях: 1) узнавание, опознание какого-либо
объекта; 2) процесс бессознательного отождествления человеком себя с
другим человеком или группой. |
Идентификация межличностная - |
готовность человека чувствовать, переживать, действовать в отношении другого так, как если бы этим другим являлся он сам. |
Идентичность - |
свойство человека быть самим собой, сохранять длительное время свою индивидуальность, оставаться верным себе. |
Идентичность социальная - |
представление человека о своей принадлежности к определенной социальной группе (национальности, социальному классу, религии). |
Иерархия - |
общенаучный термин, обозначающий систему последовательно подчиненных
элементов, расположенных в порядке от низшего к высшему (или наоборот).
Употребляется для характеристики социальных, психологических,
математических, физиологических, лингвистических и др. структур. |
Измененные состояния сознания - |
состояния сознания, которые характеризуются отсутствием контроля и
потерей контакта с реальностью, а также измененным восприятием времени
и пространства. |
Индивид - |
человек как единичное природное существо или отдельный представитель человеческой общности. |
Индивидуальная психология - |
одно из направлений глубинной психологии, разработанное А. Адлером и
исходящее из концепции наличия у индивида комплекса неполноценности и
стремления к его преодолению .как главного источника мотивации
поведения человека. |
Индивидуальность - |
совокупность индивидуально-психологических особенностей человека,
отличающих его от других людей, в которых проявляется его своеобразие и
неповторимость. |
Индивидуальный стиль деятельности (в труде, учении, спорте) - |
характерная для данного человека система приемов и способов
выполнения той или иной деятельности, обеспечивающая больший или
меньший успех. Становится необходимым в силу индивидуальных различий
людей и позволяет достигать одинаковой эффективности деятельности при
выполнении ее разными способами, приемами. |
Индифферентность - |
нейтральность, равнодушие, безучастность. |
Интеллект - |
совокупность познавательных процессов человека, включающая в себя
восприятие, память, воображение, мышление, речь; относительно
устойчивая структура умственных способностей индивида. |
Интеракция - |
взаимодействие, которое происходит между людьми в условиях их социальных отношений. |
Интерес - |
мотив деятельности, обусловленный познавательной потребностью
человека. Проявляется в эмоциональной окрашенности процесса познания. |
Интериоризация - |
процесс формирования внутренних структур человеческой психики посредством усвоения структур внешней деятельности. |
Интернал - |
тип личности, для которого характерна склонность приписывать
ответственность за результаты своей деятельности себе, а не окружающим
обстоятельствам. В случае неудачи больше обвиняет в ней себя, а не
других людей или окружающие обстоятельства. |
Интроспекция - |
наблюдение человека за своей собственной психической жизнью (ощущениями, чувствами, мыслями и пр.); самонаблюдение. |
Интуиция - |
1) способность личности находить пути к верному решению задач,
ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, предвидеть ход событий
без анализа, без логического продумывания, обоснования; 2) своеобразный
тип мышления, при котором отдельные звенья процесса мышления проходят
бессознательно; интуитивное решение возникает как внутреннее озарение,
просветление мысли. |
Инфантилизм - |
проявление у взрослых людей черт психики, особенностей поведения,
свойственных детскому, юношескому возрасту. У детей и. выражается в
задержке психического развития, при которой у ребенка проявляются
черты, характерные для более раннего возраста. |
Ипохондрия - |
психическое состояние, при котором проявляются угнетенность,
болезненная мнительность, чрезмерное внимание к своему здоровью,
необоснованная тревога за него. Часто повторяясь, может приводить к
формированию соответствующей черты характера. |
К |
|
Катарсис - |
термин древнегреческой философии (введен Аристотелем), обозначавший
состояние внутреннего очищения души в результате переживания зрителем
чувства гнева, страха, радости, сострадания при восприятии трагедии,
приводящего к эмоциональной разрядке. В психоанализе - очищение,
душевное облегчение, возникшее в результате психотерапевтического
воздействия. Проявляется в разрядке, "отреагировании" аффекта, ранее
вытесненного в подсознание и являющегося причиной невротического
конфликта, феномен освобождения личности от травмирующих ее эмоций
путем рассказа, воспоминания. |
Клиническая психология - |
область медицинской психологии, направленная на решение
диагностических задач клинической практики (психиатрической,
неврологической, соматической). Составные разделы клинической
психологии: патопсихология, нейропсихология, соматопсихология. |
Когнитивный - |
психологический термин, характеризующий познавательные процессы. |
Когнитивный диссонанс - |
состояние психического дискомфорта, возникающее в ситуации, когда в
сознании человека сталкиваются логически противоречивые знания, мнения
об одном и том же объекте, событии. Человек стремится избавиться от
этого состояния и потому старается устранить это противоречие. Для
этого он ограничивает поток внешней информации, если она вносит
противоречие в уже существующие установки, приспосабливает новые знания
к полученным ранее, перестраивает свои знания и установки относительно
соответствующих объектов и событий таким образом, чтобы противоречие
между ними было снято. Термин введен американским психологом Л.
Фестингером. |
Когнитивный стиль - |
относительно устойчивые индивидуальные особенности познавательной
деятельности человека, которые проявляются в используемых им
познавательных стратегиях. |
Коммуникабельность - |
способность к легкому установлению социальных контактов, общительность. |
Компенсация - |
способность человека избавляться от переживаний по поводу
собственных недостатков за счет усиленной работы над собой и развития
других положительных качеств. Понятие введено А. Адлером. |
Компенсация психических функций - |
возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем
использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. |
Комплекс неполноценности - |
совокупность переживаний и свойств личности, заключающихся в стойкой
уверенности человека в своей неспособности решать жизненные проблемы,
несостоятельности как личности. |
Комплекс превосходства - |
совокупность переживаний и проявлений личности, заключающийся в
чрезмерной самоуверенности. При этом человек производит впечатление
тщеславного и высокомерного субъекта с преувеличенным мнением о своих
истинных возможностях. |
Константность - |
постоянство, неизменность. Константный - постоянный |
Конфликт - |
психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных
действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или
мнений. Осознается как трудноразрешимое противоречие, связанное с
острыми эмоциональными переживаниями. |
Конфликт внешний - |
конфронтация между субъектами. |
Конфликт внутренний - |
столкновение между противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями человека. |
Конформизм - |
соглашательство, приспособленчество, пассивное принятие окружающей
среды, существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие
собственной позиции и слепое подражание любому образцу, обладающему
наибольшей силой давления, психического принуждения. |
Конформность - |
тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей
таким образом, чтобы оно соответствовало мнению окружающих; стремление
приспособиться к требованиям большинства. |
Конфронтация - |
противодействие, противопоставление, противоборство. |
Кризис психологический - |
состояние душевного расстройства; вызванное неудовлетворенностью
человека собой, своими успехами и взаимоотношениями с окружающим миром.
|
Кризисы возрастные - |
особые периоды возрастного развития личности, характеризующиеся
резкими психологическими изменениями; закономерно возникают на
определенном возрастном этапе и являются необходимыми для нормального
хода личностного развития. |
Л |
|
Лабильность - |
одно из основных свойств нервной системы, характеризующее
функциональную подвижность нервных процессов, скорость их возникновения
и прекращения. |
Либидо - |
одно из основных понятий психоанализа, означающее сексуальную
энергию, которая трансформируется в сфере бессознательного в различные
виды психической активности. Согласно теории 3. Фрейда, присутствует с
самого рождения и лежит в основе развития личности. |
Личность - |
человек с индивидуальным складом характера, интересов, способностей, а также других черт и качеств. |
Локус контроля - |
понятие, характеризующее локализацию человеком причин, исходя из
которых он объясняет свое собственное поведение и наблюдаемое им
поведение других людей. Характеризует склонность человека приписывать
ответственность за результат своей деятельности внешним силам (внешний
Л.к.), либо собственным способностям и усилиям (внутренний Л.к.). Л.к.
является устойчивым свойством человека, формирующимся в процессе его
социализации. Понятие введено американским психологом Дж. Роттером. |
М |
|
Маниакальное состояние - |
характеризуется немотивированным настроением, ускорением ассоциативных процессов, неустойчивостью внимания. |
Мания - |
болезненное возбужденное состояние, сильное пристрастие, влечение к чему-либо. |
Маргинальная личность - |
человек, который по своей психологии и особенностям поведения
находится между двумя очень разными социальными группами или
культурами, но не принадлежит ни к одной из них полностью. |
Маскулинность - |
понятие для обозначения качеств человека, традиционно относящихся к мужским чертам личности. |
Медитация - |
1) действия человека, направленные на достижение состояния
углубленной сосредоточенности; 2) техника, позволяющая изменить
состояние сознания путем концентрации внимания на каком-либо объекте
или мысли. Сопровождается расслабленностью (релаксацией), отсутствием
эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешнего мира. |
Медицинская психология - |
прикладная наука, в задачи которой входит: - изучение психических
факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение; -
изучение влияния тех или иных болезней на психику; изучение различных
проявлений психики в их динамике; - изучение нарушений развития
психики; изучение характера отношений больного человека с медицинским
персоналом и окружающей его микросредой; - разработка принципов и
методов психологического исследования в клинике; создание и изучение
психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и
профилактических целях. |
Меланхолик - |
тип человека, характеризующийся меланхолическим темпераментом
(слабостью, низким уровнем психической активности, неуравновешенностью,
замедленностью движений, быстрой утомляемостью, болезненным
реагированием на трудности, склонностью к переживаниям, некоторой
замкнутостью, глубокими и устойчивыми эмоциями при слабом их внешнем
выражении). |
Мимика - |
изменение выражения лица, отражающее внутреннее состояние человека. |
Мнемический процесс - |
процесс памяти |
Мнемоника, мнемотехника - |
система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. |
Мобильность - |
подвижность, готовность к быстрой реакции, быстрому включению в деятельность. |
Модальность - |
понятие, обозначающее качественные характеристики ощущений
(например, цвет - в зрении, тембр - в слухе, запах - в обонянии и
т.п.). |
Модифицировать - |
частично изменять, не затрагивая сути. |
Мониторинг - |
наблюдение, оценка и прогноз развития процессов или состояния
системы (например, систематический контроль и оценка результатов
деятельности школы, систематическое изучение общественного мнения). |
Монотония - |
психическое состояние, вызванное однообразным длительным
раздражителем и проявляющееся в снижении внимания, сонливости,
утомлении, падении психической активности. |
Мотив - |
побуждение к деятельности; психологическая причина, побуждающая
активность человека; то, ради чего осуществляется действие, достигается
цель. |
Мотивировка - |
обоснование, объяснение человеком причин своих действий. Может не
совпадать с истинным мотивом в случае сознательного или
бессознательного искажения его. |
Моторный - |
двигательный. |
Музыкотерапия - |
целенаправленное воздействие музыкой на психику человека с целью
снятия психического напряжения, чрезмерной возбудимости, болезненных
состояний психики. |
Н |
|
Навык - |
полностью или частично автоматизированное действие, не требующее сознательного контроля и волевых усилий для его выполнения. |
Навязчивые состояния - |
непроизвольные, внезапно появляющиеся в сознании тягостные мысли,
идеи, воспоминания, представления, сомнения, страхи, влечения,
неодолимо приковывающие к себе все внимание. Воспринимаются человеком
как чуждые, эмоционально неприятные, причем их не удается ни отбросить,
ни подавить. |
Надежность - |
свойство методики (теста), характеризующее точность
психодиагностических измерений; проявляется в устойчивости результатов
теста к влиянию посторонних случайных факторов. |
Направленность личности - |
совокупность устойчивых мотивов, относительно независимых от
сложившейся ситуации, направляющих поведение и деятельность личности
Выражается в устойчивых интересах, склонностях, влечениях, желаниях,
идеалах, убеждениях, мировоззрении человека. |
Невербальный - |
несловесный, неречевой - коммуникация происходит посредством жестов, мимики и т. п. |
Неврастения - |
невроз, проявляющийся в повышенной раздражительности, утомляемости,
утрате способности к длительному умственному и физическому напряжению,
в снижении работоспособности, неустойчивом настроении. Повышенная
возбудимость сочетается с быстрой утомляемостью, эффект "взрыва" эмоций
возникает в ответ на незначительные раздражители. Сопровождается
расстройствами сна и функций вегетативной нервной системы. |
Неврозы - |
функциональные нервно-психические нарушения. Возникают на базе
межличностных конфликтов, тревог, нерешенных и неразрешимых проблем,
других психотрав-мирующих воздействий. Включают в себя личностные
проявления и соматические расстройства. Сопровождаются
болезненно-тягостными переживаниями неудачи, недостижимости жизненных
целей, потери. Преобладают эмоциональные расстройства, сохраняется
способность управлять собой. Выделяют три основные формы н.: истерию,
неврастению и невроз навязчивых состояний. |
Невротизм - |
психическое состояние, характеризующееся повышенной возбудимостью,
импульсивностью, тревожностью, эмоциональной неустойчивостью, снижением
самооценки, самоуважения, вегетативными расстройствами. Невротические
симптомы могут быть обнаружены и у здорового человека. |
Невротичность - |
свойство личности, характеризующееся повышенной возбудимостью, импульсивностью и тревожностью. |
Негативизм - |
немотивированное демонстративное стремление человека к
противодействию любым, в том числе и разумным, советам, мнениям,
требованиям. Обусловлен потребностью личности в самоутверждении, в
защите своего "я". Наиболее выражены реакции негативизма у детей в
периоды возрастных кризисов. |
О |
|
Объективный - |
существующий сам по себе, независимо от любых интерпретаций наблюдателя. |
Обыденное сознание - |
совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основывающихся на непосредственном повседневном опыте людей. |
Одаренность - |
совокупность задатков и способностей, обуславливающая особую успешность деятельности личности в определенной сфере. |
Оккультизм - |
общее название учений, признающих существование особых духовных сил
в человеке и в космосе, недоступных для простого человеческого опыта,
но доступных для "посвященных", прошедших особую инициацию и
специальную психическую тренировку. |
Онтогенез - |
процесс индивидуального развития человека. Понятие "онтогенез" в
психологии употребляется для обозначения изменений психики ребенка,
которые происходят в условиях воспитания и обучения. |
Оперативная память - |
вид памяти, предназначенный для хранения информации в течение
времени, необходимого для решения задачи, для выполнения некого
действия. |
Ориентировочная реакция - |
реакция организма на новый стимул, проявляющаяся в общей его активности, сосредоточении внимания, мобилизации сил и ресурсов. |
П |
|
Парапсихология - |
обозначение области психических явлений, недоступных объяснению с
помощью имеющихся научных знаний. К феноменам парапсихологии относятся
"экстрасенсорное" восприятие, ясновидение, проскопия (предвидение),
телепатия (передача мыслей на расстоянии от одного человека к другому),
телекинез (перемещение предметов без непосредственного контакта). |
Патология - |
1) наука о болезненных процессах, отклонениях от нормы в организме; 2) болезненное отклонение от нормы |
Патопсихология - |
раздел медицинской психологии, изучающий болезненные изменения в
психике, закономерности нарушения психической деятельности и свойств
личности при психических заболеваниях. |
Перенос - |
переключение агрессии с источника фрустрации на другую мишень, безобидную и более социально приемлемую. |
Пограничные состояния - |
слабо выраженные нервно-психические расстройства, являющиеся по
степени тяжести переходными между психическим здоровьем и выраженной
патологией. Обычно к ним относятся психогении (неврозы, реактивные
состояния), психопатии, психические нарушения в экстремальных условиях
деятельности. |
Подсознательное - |
совокупность неосознаваемых компонентов психической деятельности,
оказывающая непосредственное влияние на поведение и содержание
сознания. |
Полевое исследование - |
исследование, проведенное в естественных, реальных жизненных условиях, вне лаборатории. |
Посттравматический синдром - |
совокупность признаков негативных психических последствий, возникших
в результате сильного стресса. Для этих негативных изменений
характерны: 1) возбудимость и раздражительность; 2) безудержный тип
реагирования на внезапные раздражители; 3) фиксация на обстоятельствах
травмирующего события; 4) уход от реальности; 5) предрасположенность к
неуравновешенным агрессивным реакциям. |
Посттравматический стресс - |
возникший в результате психической травмы комплекс реакций:
повторяющиеся воспоминания о событии, воспроизведение его в ночных
кошмарах, интенсивные негативные переживания и физиологические реакции
при столкновении с чем-то, что хотя бы отдаленно напоминает
травмирующее событие и т.п. |
Проекция - |
один из защитных механизмов, посредством которого человек
избавляется от переживаний по поводу собственных недостатков,
приписывая их другим людям без достаточного на то основания. |
Просоциальное поведение - |
поведение человека в отношениях с людьми, направленное на то, чтобы делать им добро. |
Профессиограмма - |
совокупность психологических характеристик, требующихся для успешного овладения профессией и плодотворной работы в ней. |
Профориентация - |
система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии. |
Профотбор (профессиональный отбор) - |
отбор людей для профессионального обучения или для выполнения
определенной трудовой деятельности. Осуществляется на основании
изучения состояния здоровья, уровня развития профессионально важных
качеств и подготовленности, психологических особенностей человека. |
Психоанализ - |
общепсихологическая и психотерапевтическая теория, разработанная 3. Фрейдом. |
Психогении - |
группа психических заболеваний, возникающих как реакция на травмирующую жизненную ситуацию (неврозы, реактивные состояния). |
Психогенетика - |
область исследований, изучающая наследственный характер некоторых
психических и поведенческих явлений, их зависимости от генотипа. |
Психогигиена - |
отрасль знаний, изучающая и предлагающая меры и средства сохранения
и укрепления психического здоровья людей и предупреждения психических
заболеваний. Тесно связана с психопрофилактикой. |
Психодиагностика - |
оценка психических свойств, состояний личности, особенностей
психических процессов на основе существующих норм при помощи
психодиагностических методик. |
Психозы - |
расстройства психической деятельности, проявляющиеся в нарушении
отражения реальной действительности, изменении обычного, типичного для
большинства людей поведения и отношения к происходящему. |
Психокоррекция - |
психологическая помощь по преодолению недостатков психического развития. |
Психологическая совместимость - |
способность людей находить взаимопонимание, налаживать хорошие личные и деловые взаимоотношения, сотрудничать друг с другом. |
Психопрофилактика - |
система мероприятий, направленных на предупреждение психогений и
психосоматических (гипертония, язвенная болезнь и т.п.) болезней, а
также отклоняющегося поведения. |
Психосоматика - |
направление в медицинской психологии, занимающееся изучением влияния
психических факторов на возникновение и протекание некоторых
соматических заболеваний (бронхиальной астмы, гипертонической болезни,
язвы 12-перстной кишки, язвенного колита, полиартрита, стенокардии,
нейродермита). |
Психосоматические расстройства - |
расстройства органов и систем, вызванные психическими факторами. |
Психотерапия - |
комплексное лечебное воздействие на человека с помощью
психологических средств с целью устранения или ослабления болезненных
симптомов и изменения отношения к себе, своему заболеванию и окружающей
среде. Направлена на восстановление и поддержание психического здоровья
человека. |
Психотропные средства - |
группа лекарственных веществ с преимущественным целенаправленным
влиянием на психику человека (подавляющих и успокаивающих центральную
нервную систему, стимулирующих психическую активность, настроение,
работоспособность, дезорганизующих деятельность мозга), а также
вещества дифференцированного воздействия на психические функции
(поведение, память, работоспособность и т.д.). |
Психофармакология - |
отрасль психологии и одновременно фармакологии, занимающаяся
созданием психотропных средств и изучением их воздействия на психику. |
Р |
|
Рационализация - |
механизм психологической защиты, состоящий в поиске разумных и
логичных объяснений человеком своих действий, в объяснении собственных
поступков благовидными, социально одобряемыми мотивировками, в
самооправдании, придумывании искусственных оправдательных причин.
Направлена на обеспечение психического комфорта, сохранение чувства
собственного достоинства, целостности своего "Я", предотвращение
нежелательных психических состояний (чувства вины, стыда и т.д.),
рассчитана на моральное оправдание и снятие угрызений совести. |
Регрессия поведения - |
форма психической защиты, выражающаяся в возврате к более ранним,
более примитивным (нередко детским) формам поведения, которые в прошлом
оказывались успешными. |
Релаксация - |
снижение психического напряжения, достижение состояния покоя, расслабленности. |
Реминисценция - |
самопроизвольное припоминание материала, который когда-то был воспринят, но затем забыт. |
Рефлексия - |
1) отражение человеком своей внутренней психической деятельности,
психических качеств и состояний' 2) (в социальной психологии) осознание
человеком того, как он воспринимается другими людьми. |
Ригидность - |
индивидуальная особенность психики, проявляющаяся в заторможенности,
замедленности реакций и мышления человека, в трудности отказа человека
от однажды принятого решения, способа мышления и действия, в
инертности, затрудненной способности человека к изменению ранее
намеченной программы действий в изменившихся условиях. Различают
когнитивную, аффективную и мотивационную ригидность. |
Роль (в социальной психологии) - |
совокупность нормативно одобряемых форм поведения, которые ожидаются
от человека, занимающего определенную позицию в системе общественных
или межличностных отношений. В характеристику роли входят также цели,
убеждения и чувства, социальные установки, ценности, которые ожидаются
или приписываются человеку, занимающему в обществе определенное
положение (например, роль руководителя, подчиненного, отца, матери и
т.п.). |
С |
|
Самоактуализация - |
стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих задатков, способностей, личностных возможностей |
Самоактуализирующаяся личность - |
тип личности по классификации А.Маслоу, для которого характерно
непрерывное стремление к возможно более полному выявлению и развитию
своих личностных возможностей |
Самореализация - |
реализация индивидом своего уникального, неповторимого "Я", своей личности |
Саморегуляция психическая - |
система действий человека, направленных на достижение и поддержание
необходимого психического состояния, управление своей психикой |
Самосознание - |
осознание человеком себя как личности; рефлексия (отражение) своих
психических качеств, чувств, мотивов поведения, ценностей, идеалов,
достоинств и недостатков |
Сангвиник - |
человек сангвинического темперамента, характеризующийся активностью,
энергичностью, работоспособностью, подвижностью, быстротой реакций,
уравновешенностью, стремлением к частой смене впечатлений,
общительностью |
Сензитивный возраст - |
период в онтогенетическом развитии человека, наиболее благоприятный для формирования определенных психических функций и свойств |
Сенсорная депривация - |
лишение или ограничение возможности удовлетворения потребности
организма в получении внешних впечатлений; возникает в условиях
изоляции или при расстройстве каких-либо органов чувств |
Смысловой барьер - |
возникающее между людьми непонимание, основанное на том, что одно и
то же событие, одни и те же слова имеют для них разный личностный смысл
|
Сопереживание (сочувствие) - |
способность человека отождествлять себя в эмоциональном плане с другими людьми, испытывать те же чувства и эмоции |
Социализация - |
процесс усвоения человеком социального опыта, происходящий при его индивидуальном развитии в деятельности и общении |
Социальная ситуация развития - |
специфическая для каждого возрастного периода система отношений
человека к социальной действительности, отраженная в его переживаниях и
реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми; понятие
введено Л.С. Выго |
Социально-психологическая компетентность - |
способность человека эффективно взаимодействовать с другими людьми,
хорошее владение умениями, навыками и средствами социального
взаимодействия |
Социальные ожидания - |
ожидание другими людьми от человека определенных суждений, действий и поступков, соответствующих его социальной роли |
Спонтанный - |
возникающий без специальной подготовки, например, спонтанная речь - речь, не обдуманная заранее |
Способности - |
индивидуально-психологические особенности человека, определяющие
успешность выполнения им какой-либо деятельности обусловливающие
быстроту и легкость усвоения знаний, умений и навыков, необходимых для
успешного выполнения этой деятельности. Однако следует иметь в виду,
что слово "способности" в психологической литературе нередко
употребляется и в другом значении: возможность, умение что-нибудь
делать как результат накопленного опыта |
Стереотип социальный - |
устойчивые социальные установки человека в отношении людей
определенной категории, возникшие у него под влиянием жизненного опыта
или мнения других людей |
Стресс - |
состояние нервно-психической напряженности, возникающее в трудных,
экстремальных ситуациях, при воздействии на человека сильных и
сверхсильных раздражителей окружающей среды. Обеспечивает адаптацию
человека к быстро и резко изменяющимся обстоятельствам жизни |
Стрессор (синоним - стресс-фактор) - |
сильное или сверхсильное внешнее или внутреннее воздействия, вызывающее стресс |
Сублимация (замещение) - |
один из механизмов психической защиты, при котором напряжение
человека в конфликтной ситуации снимается путем преобразования в формы,
более приемлемые для индивида и социального окружения. Частным случаем
сублимации является переключение энергии сексуальных влечений на цели
социальной деятельности и культурного творчества. Понятие введено З.
Фрейдом |
Суггестия - |
внушение, гипноз |
Суггестопедия - |
обучение, основанное на гипнотическом внушении |
Суицид - |
самоубийство |
Субтест - |
тестовое задание, входящее в комплексный тест, направленный на измерение сложной психической функции или качества |
Субъективный - |
основанный на индивидуальной интерпретации человеком фактов, событий, явлений; зависимый от установок или эмоций человека |
Супер-эго (синоним - сверх-Я) - |
одна из инстанций организации психической жизни человека в концепции
З.Фрейда, играющая роль цензора, совести и ответственная за
нравственное развитие, формирование идеалов. |
Т |
|
Телекинез - |
термин парапсихологии, обозначающий приведение в движение различных физических объектов с помощью психического воздействия |
Темперамент - |
совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей,
характеризующих динамику психической деятельности человека:
интенсивность, скорость, изменчивость, темп и ритм протекания
психических процессов, а также степень интенсивности и уравновешенности
психических состояний |
Тест (проба, испытание) - |
стандартизированная психодиагностическая методика, предназначенная
для изучения психических функций и качеств человека, предполагающая
выполнение им определенных заданий (ответы на вопросы, решение задач,
выполнение каких-либо движений, действий). Предполагает количественное
выражение оценок характеристик и соотнесение их с нормативными данными
среднего нормального человека |
Толерантность - |
способность человека переносить неблагоприятные внешние воздействия
и факторы окружающей среды, выносливость по отношению к неблагоприятным
факторам, терпимость к чужому образу жизни, поведению, взглядам,
мнениям |
Тревожность - |
индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в
повышенной склонности человека испытывать беспокойство и тревогу в
самых различных жизненных ситуациях |
Тренинг - |
обучение практического характера, направленное на формирование
знаний, умений и навыков, на развитие интеллектуальных и личностных
качеств |
Тренинг социально-психологический - |
метод групповой психологической работы, ориентированный на развитие определенных социально-психологических умений и навыков |
У |
|
Умственная отсталость - |
стойкое, необратимое нарушение психического развития (в первую
очередь интеллектуального), обусловленное недостаточностью центральной
нервной системы |
Уровень притязаний - |
максимальный успех, на который рассчитывает человек в том или ином
виде деятельности, уровень трудности, степень сложности целей, которые
он выбирает для достижения в деятельности, на которую он считает себя
способным |
Установка - |
готовность, предрасположенность человека к определенным действиям,
возникающая на основе предыдущего опыта, готовность воспринимать или
действовать определенным образом в определенной ситуации |
Ф |
|
Фатализм - |
представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в судьбу, в неизменное предопределение свыше |
Фемининный - |
имеющий отношение к особенностям поведения, установкам и т.п., которые считаются психологическими признаками женщины |
Фиксация (негибкость) - |
склонность придерживаться стереотипных, привычных взглядов |
Филогенез (в психологии) - |
процесс изменения психики в эволюции и историческом развитии |
Флегматик - |
человек флегматического темперамента, характеризующийся пониженной
реактивностью, медленным темпом движений, уравновешенностью,
инертностью, невозмутимым устойчивым настроением, слабо развитой
экспрессией |
Фобия - |
навязчивые состояния страха перед определенными объектами и
ситуациями, не представляющими реальной угрозы, (навязчивый страх
покраснеть, страх пребывания на открытых местах, страх смерти, страх
перед школой и т.д.). Развиваются при некоторых психозах |
Фрустрация - |
психическое состояние, связанное с переживанием неудачи, которое
возникает при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на
пути к достижению цели, удовлетворению потребности. Состояние
фрустрации проявляется в различных отрицательных переживаниях:
разочаровании, гнетущем напряжении, тревоге, крушении надежд в
достижении желаемой цели, чувстве безысходности и отчаяния, агрессии |
Х |
|
Характер - |
совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей,
формирующих типичное отношение человека к тем или иным предметам и
явлениям, жизненным обстоятельствам, другим людям и самому себе,
которая определяет типичные способы реагирования на различные жизненные
обстоятельства и обуславливает типичный способ поведения в каких-либо
жизненных условиях |
Харизма - |
приписывание личности "богом данных" свойств, вызывающих преклонение
перед ней и веру в ее особые способности и возможности.
Харизматическому лидеру, выступающему, как правило, в роли избавителя и
благодетеля, обычно приписываются все успехи его сторонников, а в его
неудачах обвиняются другие люди или обстоятельства. При этом эти
неудачи также используются для прославления лидера |
Холерик - |
человек холерического темперамента, характеризующийся силой нервных
процессов, высокой работоспособностью, повышенной возбудимостью,
резкостью движений и эмоциональной реактивностью, быстротой,
порывистостью, неуравновешенностью, склонностью к бурным эмоциональным
вспышкам, резким сменам настроения |
Ц |
|
Циклоид (по классификации Э. Кречмера) - |
тип личностей, представляющих собой в психическом плане "прямые
несложные натуры, чувства которых в естественной и непритворной форме
всплывают на поверхность и в общем каждому понятны". |
Ч |
|
Честолюбие - |
стремление человека к успехам для повышения авторитета и признания со стороны окружающих |
Чувства - |
устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности |
Ш |
|
Шизофрения - |
болезненное состояние, для которого характерна потеря контакта с
реальностью и возникновение противоречивых чувств и реакций,
парадоксальных мыслей |
Школьная психологическая служба - |
специализированое подразделение в системе народного образования,
основная задача которого - обеспечение условий, способствующих
полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка,
нарушение которых мешает своевременной реализации возрастных и
индивидуальных возможностей учащихся и влечет необходимость
психолого-педагогической коррекции |
Э |
|
Эгоизм - |
предпочтение своих личных интересов интересам других людей или общества |
Эгоцентризм - |
употребляется в психологической литературе в двух основных
значениях: 1) центрация личности на собственных целях, на собственной
точке зрения, неспособность человека изменить свою позицию по отношению
к чужому мнению; 2) черта личности, проявляющаяся в преувеличенном
подчеркивании своего "Я", крайнем эгоизме, игнорировании того, что
происходит с другими людьми (употребляется в этом случае как синоним
эгоизма). |
Эзотерический - |
тайный, скрытый, предназначенный только для посвященных |
Эйдетическая память - |
зрительная память, выраженная в сохранении ярких, наглядных образов
предметов, способность воспроизводить их в течение достаточно
длительного времени. Человек как бы продолжает воспринимать предмет в
его отсутствие |
Эйфория - |
психическое состояние чрезмерной веселости, не вызванное какими-либо
объективными обстоятельствами. Характеризуется благодушием, радостью,
беспечностью, безмятежностью, беспричинным радостным настроением.
Нередко проявляется у душевнобольных |
Экзситенциальная психотерапия - |
форма психотерапевтического воздействия, принимающая за основу
лечения свободу воли каждого человека и помогающая ему обрести смысл
жизни |
Экспертиза психологическая - |
привлечение специалистов-психологов для решения вопросов в практике
судебно-следственных органов, органов здравоохранения, социального
обеспечения, образования, трудоустройства и т.д. |
Экспрессия - |
выразительные движения, сила проявления чувств и переживаний |
Экстернал - |
тип личности, для которого характерна склонность приписывать
ответственность за результаты своей деятельности влиянию других людей,
окружающим обстоятельствам, а не себе. В случае неудачи больше обвиняет
в ней других людей или окружающие обстоятельства, а не себя, тем самым
как бы снимая с себя ответственность |
Экстраверсия - |
психологическая характеристика направленности личности на окружающих
людей, внешние события, явления, в основном на то, что происходит
вокруг него. Проявляется в высоком уровне общительности, живом
эмоциональном отклике на внешние явления |
Экстраверт - |
индивидуум, обращенный к внешнему миру и социальной жизни, контактный |
Эмпатия - |
понимание человеком эмоционального состояния другого человека путем сопереживания, вчувствования в переживания другого человека |
Эффект ореола - |
явление, имеющее место при восприятии и оценке людьми друг друга в
процессе общения. Заключается в том, что на содержание знаний, умений,
оценок личности другого человека оказывает влияние специфическая
установка, имеющаяся по отношению к этому человеку у воспринимающего.
Эта установка возникает на основании раннее сложившегося образа,
статуса, репутации человека и некоторых других характеристик, которые
выполняют роль "ореола", мешающего видеть действительные черты и
проявления объекта восприятия |
Ю |
|
Я |
|
"Я" - |
понятие, используемое во многих психологических теориях для обозначения внутреннего мира личности |
Я-концепция - |
динамическая, но относительно устойчивая система представлений
человека о самом себе, складывающаяся из осознания своих физических,
интеллектуальных, эмоциональных качеств и самооценки личности. |