• «Что это, отцовский инстинкт? И как часто он проявляется у ваших мужей? У моего мужа, похоже, он отсутствует напрочь. Если сунуть ему в руки какого-нибудь малыша, он может с ним ничего не делать. А лицо и движения будут такие же, как если ему дать подержать антикварную китайскую вазу династий Мин. На мои восклицания и умиления этим малышом, он может сказать, да, это действительно замечательный ребенок, и постарается отдать обратно».
Правильно, монополия на материнский инстинкт у женщин, а у мужчин другие инстинкты. Женщины всему находят объяснение и знают, что мужчины, ну…- они, просто другие, из того же форума:
• «Объясню. Мои муж работает от зари до зари, иногда таким уставшим приходит, что не может ключ в дверь вставить, тапочки найти, и все роняет, я думаю, что он даже не заметит, что у ребенка зуб появился, шаги сделал, тому подобное. Как друг и коллега мужа, жена налысо ребенка подстригла летом, а такие локоны были, как у юного Ленина на звездочке, а он даже не заметил, хотя ребенок к нему подходил не один раз. Потом жена ему сказала, ты ничего не замечаешь с ребенком? А что, он заболел?».
Думаю, что все люди настолько разные, что возможно у мужчин отцовский инстинкт встречается. По моим наблюдениям, отцы любят своих детей не любых, а тех, которые им нравятся.
• Жена, сделай так, чтобы мой ребёнок мне понравился.
Многие мужчины не в состоянии поменять ребёнку подгузник – он же воняет! Любая мать знает, что своё …(вставьте слово сами) не пахнет. Но, так или иначе, родители привязываются к своим детям и, часто, отказываются понимать, что ребёнок уже давно стал взрослым и самостоятельным, пытаются командовать, руководить, наставлять. Как в анекдоте.
• - Вовочка! Собирайся! Тебе в школу пора! - Ну, мама, я не хочу. - Собирайся! Кому сказала! Ты же директор школы!
Если такой маме намекнуть, а может «мальчик» уже сам решит, что ему делать? Мама может возмутиться и сообщить, что покушение на святое право матери всегда оставаться матерью, это преступление против законов природы, потому что основа её привязанности – материнский инстинкт.
• А для тупых мужиков добавит, что вам не понять, у вас этого нет.
А всегда ли был материнский инстинкт, не говоря уж об отцовском, поскольку совсем непонятно, что это такое и у многих ли мужчин он есть.
Историк Филипп Арьес пришёл к выводу, что отношения детей и родителей, а также понятие материнский инстинкт в их современном понимании возникли в странах Запада лишь в середине восемнадцатого века. Э. Бадинтер в работе «Любовь в дополнение: история материнской любви (18-20 века)», опубликованной в 1980 году, утверждает, что вплоть до конца восемнадцатого века материнская любовь была социально случайным явлением. Автор считает книгу Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» (1792), событием, после которого материнская любовь превращается в признанную культурную ценность. С этого времени начинает проявляться забота о детях, как социальное явление, возникает специальная область медицины - педиатрия, ребёнок становится центром семьи, не любить детей стало стыдно. На основании своего исследования Э. Бадинтер пришла к следующему выводу: «…материнский инстинкт – это миф. Мы не обнаружили ни какого всеобщего и необходимого поведения матери. Напротив, мы констатировали чрезвычайную изменчивость её чувств в зависимости от её культуры, амбиций или фрустраций. Всё зависит от матери, от её истории и от Истории…». А что же было с родительско-детскими отношениями и материнским инстинктом до восемнадцатого века? Американский психолог Л. Де Моз начинает свою книгу «Психоистория» так: «История детства – это кошмар, от которого мы только недавно стали пробуждаться. Чем глубже в историю – тем меньше заботы о детях и тем больше у ребёнка вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорблённым». Автор глубоко исследует с точки зрения психоанализа стили воспитания на протяжении истории европейского сообщества. Он выделяет шесть последовательных этапов смены стилей воспитания.
1. Стиль «детоубийства» (от античности до 4 века н.э.). В те времена считалось нормальным явлением убийство собственного ребёнка в случае, если его будет не легко прокормить или у родителей возникнут трудности в воспитании. Дети ценностью не являлись, отношение к ним было сугубо практичное. Если ребёнок уже с детства может помогать родителям, например, прислуживать за столом, работать по хозяйству, заботиться о младших браться и сёстрах, то он имел право на жизнь. Если ребёнок много болел, требовал заботы, внимания, был бесполезен в хозяйстве, то его проще и выгоднее было убить, нежели кормить и воспитывать. В Кении, в одном из племён, я видел, что маленькие дети начинают ходить и работать одновременно. Пасут коз, собирают помёт, копаю каких-то червячков. Хорошая коза там до сих пор ценится выше, чем жизнь ребёнка. Коза полезная, даёт молоко, ребёнок его только потребляет. Люди живут в суровых природных условиях, поэтому все законы и правила жизни, определяются практической целесообразностью и стремлением выжить.
2. «Оставляющий» стиль (4-13 век нашей эры). Ребёнок уже воспринимается как человек, наделённый бессмертной душой, однако полной зла и порока. В это время считается правильным быть с детьми эмоционально холодными, строго наказывать, бить. «Битиё есть – ученье». От «трудных» детей в голодные времена, считается правильным избавляться направлением их в монастырь, на воспитание в работники, в обучение ремесленникам.
3. Амбивалентный стиль (14-17 века). Этот этап, по мнению Л.Де Моза относится к 14 веку, связывая это с появлением большого числа руководств по воспитанию детей, возвеличиванием культа девы Марии, появлением в искусстве образа заботливой матери. Ребёнок, по своей природе, рассматривается как порочный от рождения. Воспитание требует последовательного и жесткого воздействия. Появляется метафора воспитания, ребёнок воск, глина, задача родителя – скульптора «отлить ребёнка в форму».
4. Навязывающий стиль (18 век). Характеризуется изменением отношения родителей к детям. Родители хотели обрести власть над разумом ребёнка, чтобы контролировать его внутреннее состояние, потребности, волю. Избиение детей становится не популярным и допускается всё реже.
5. Социализирующий стиль (19 – середина 20 века). Данный стиль воспитания предусматривает направление воли ребёнка на правильный путь. Детей социализируют, учат адаптироваться к обстоятельствам жизни. В России, ярким представителем социализирующего стиля был А.С. Макаренко, такой стиль до настоящего времени является основой многих психолого-педагогических концепций.
6. Помогающий стиль (с середины 20 века). Природа ребёнка оценивается как принципиально добрая, развивающаяся. К. Роджерс внёс огромный вклад в развитие и теоретическое обоснование помогающего стиля воспитания. Как видим, до 18 века материнский инстинкт и привязанность родителей к детям практически отсутствовала. Но если что-то появляется, то понятно, что это кому-нибудь нужно.
Российский психолог Н. Козлов предположил, что материнский инстинкт во многих случаях является способом, средством усиления женского влияния в семье.
Исторически сложилось, что основные рычаги власти находились раньше и находятся в настоящее время в руках мужчин (источник семейного дохода, физическая сила, способность логично аргументировать свою позицию и игнорировать эмоции). Но если раньше женщина этому могла противопоставить мало что (ну, большая стрессоустойчивость и лучшее умение выстраивать отношения), то с ходом стихийной эмансипации ситуация менялась. Женщины стали работать не меньше мужчин, их заработки стали вполне сравнимыми с мужскими (а иногда и выше), образование дает возможность женщине себя уважать и в спорах оперировать аргументами не хуже мужчин, — власть мужчин в семье перестала быть бесспорной.
И в этой борьбе (как правило, бессознательной борьбе) за власть в семье ребенок оказывается сильной, а иногда и козырной, картой. Схема тихого отбора власти выглядит так: в безусловных ценностях семьи появляется материнский инстинкт и высшей ценность в семье провозглашаются дети. В выборе между мужем и ребёнком мать теперь безошибочно выберет — не мужчину, с нравственной позиции обосновав это естественным материнским инстинктом. Претензии к ней исчезают: ведь материнский инстинкт — это то, с чем ничего поделать нельзя, он теперь просто есть. Далее понятно: мать лучше знает, что нужно ребёнку, и появилась семейная иерархия, где главный – ребёнок, на втором месте – мать (с инстинктом), как исполнитель воли Главного, на третьем месте муж, мужчина, обязанный эту пирамиду поддерживать материально.
Думаю, есть и другие объяснения появления материнского инстинкта и родительской привязанности. Для многих важнее знать другое: знать, как менять болезненные привязанности на тёплое и конструктивное общение, как взрослым детям строить отношения с родителями, как родителям понимать своих детей. Мужчины власть потеряли, у женщин есть шанс обладать властью в семье только при наличии детей. И вот дети собираются стать самостоятельными и не зависеть от родителей.
• Догадайтесь, кто и почему будет против.
Да и что делать родителям, если дети ушли в свою собственную независимую от родителей жизнь? Разрушится сложившаяся система родительско-детских отношений. Всё, родители остались наедине с собой, чем теперь им заниматься? Как теперь решать вопрос о власти?